Объем муниципального долга в регионах ДФО за пять лет увеличился на 29%. Такие данные приводятся в результатах исследования «Местные бюджеты ДФО: анализ текущего состояния», представленном экспертами ФАНУ «Востокгосплан». Специалисты организации отмечают: претерпела изменения структура финансирования дефицита местных бюджетов – от коммерческих кредитов муниципалитеты переходят к бюджетным.
«По состоянию на 01.01.2024 года объем долговых обязательств муниципальных образований ДФО составил 33,3 млрд рублей или 16% к объему налоговых доходов местных бюджетов (в РФ – 17%). Относительно 01.01.2020 года – рост на 29%», – отметили в Востокгосплане.
Наибольший объем муниципального долга отмечен в Сахалинской области – 7,6 млрд рублей (на 01.01.2024 года). С 2020-го он вырос на 168%.
Самую весомую долю долга по отношению к налоговым и неналоговым доходам имели муниципальные образования Магаданской области – 66%, Республики Бурятия и Еврейской АО по 42%. Тогда как в той же Сахалинской области долг составляет 29% к объему налоговых доходов местных бюджетов.
Наименьшая доля муниципального долга в общем объеме налоговых и неналоговых доходах местных бюджетов сложилась в Камчатском крае – 1%.
«При этом большой размер муниципального долга не всегда сопровождается выраженным дефицитом местных бюджетов. Для Сахалинской области, Хабаровского края и Республики Бурятия характерны высокие значения обоих показателей, а для Республики (Саха) Якутия и Приморского края, наоборот, муниципальный долг имеет высокие значения при совокупном профиците бюджетов муниципальных образований», – подчеркнули в Востокгосплане.
Эксперты проанализировали структуру муниципального долга местных бюджетов. Объем бюджетных кредитов муниципальных образований составил на начало 2024 года 16,8 млрд рублей. В структуре муниципального долга он занимал наибольшую долю – 50%. Объем кредитов от кредитных организаций равен 14,9 млрд рублей, это 45%. Муниципальных гарантий предоставлено на сумму 1,5 млрд рублей, на них приходится 5%.
При этом эксперты Востокгосплана отмечают, что коммерческие кредиты обычно дороже, поэтому замещение рыночных заимствований бюджетными кредитами — это позитивный момент с точки зрения экономии для муниципалитетов (в ДФО объем расходов на обслуживание муниципального долга в 2023 году сложился в сумме 1,1 млрд рублей и снизился на 0,03 млрд (3%) по сравнению с показателями в 2019-м!).
С 2019 по 2023 годы муниципальные образования субъектов ДФО преимущественно оформляли именно бюджетные кредиты. За этот период их объем увеличился в 2,4 раза. Существенный рост зафиксирован в Республике Бурятия – в 11 раз и Приморском крае – в 8 раз. Особняком стоит Сахалинская область: здесь отмечено снижение бюджетных кредитов в 2 раза.
Таким образом, в Сахалинской области преобладают коммерческие кредиты, в Хабаровском и Приморском краях, Республике Бурятия, и Еврейской АО основную часть долга составляют бюджетные. В Забайкальском крае и Чукотском АО коммерческие кредиты отсутствуют вообще. Муниципальные гарантии предоставляют муниципальные образования Сахалинской и Магаданской областей, Республики Саха (Якутия), Забайкальского края и Чукотского АО.