Чем отличаются резиденты ТОР Приморья и Чукотки, что пугает инвесторов, и на каких проектах в дальнейшем могут сконцентрироваться префрежимы, рассказал в интервью РБК Приморье директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов. Публикуем главное из беседы.

О префрежимах
Внедрение префрежимов на самом деле не предусматривало установления каких-то узко направленных мер поддержки. Я напомню, что, когда было принято решение о введении трех префрежимов, на Дальнем Востоке инвестиции сокращались, при этом в Российской Федерации в целом они росли. И, конечно, на Дальнем Востоке – это далеко не секрет – затраты бизнеса на ведение деятельности гораздо выше. Это и транспортные тарифы, это и особенности географического положения, и энергозатраты, затраты на оплату труда. И поэтому льготы были, прежде всего, всегда ориентированы на стимулирование инвестиционных вложений и создание новых рабочих мест, а это, в свою очередь, как раз способствует притоку населения, росту населения на Дальнем Востоке. Поэтому направления самих префрежимов унифицированы, то есть задача была снизить затраты инвестора, позволить ему вложить разницу, получаемую экономию в реализуемый проект за счет налогов на землю, имущество, прибыль. И при этом за счет этих мер поддержки ускорить возвратность средств, повысив тем самым инвестиционную привлекательность Дальнего Востока в целом. И я уверен, и на цифрах могу доказать, что мы эту задачу на самом деле решаем.
О регионах с разной экономикой
Мне кажется, вообще нельзя с одной меркой подходить к различным ТОР. Нужно смотреть в корень. Я даже начну с общего вопроса: хотим ли мы, чтобы у нас в префрежимах было 100% экономики, и чтобы они не платили какое-то время налоги в региональную казну? Ну, вряд ли. Мы скорее хотим, чтобы в ТОР появлялись новые мощные, интересные производительные инвестиционные проекты и новые производства. Если у нас цель такая, то давайте посмотрим на различия наших территорий. В Амурской области и Чукотском автономном округе речь идет об огромных проектах, таких как АГПЗ. В освоение Баимской рудной зоны на Чукотке вложено 58 млрд руб. при общем объеме инвестиций в экономику – 87 млрд. Отсюда эти волшебные цифры. Сахалинская область — это большая моноотраслевая экономика – доля нефтегазодобычи более 60%, поэтому там превалируют вложения как раз в эту сферу. И посмотрим на Владивосток: это тоже большая экономика, но намного более диверсифицированная, инвестиции разнонаправленные, и они конкурентны. Я бы не стал здесь складывать экономику Владивостока и Надеждинского района, вот объем инвестиций на территории Владивостока более 200 млрд руб., а в Надеждинском районе около 7 млрд, из которых в ТОР – 5, то есть около 70% по Надеждинскому району. Ну и потом речь идет о том, чтобы конкретно в Надеждинском районе поддерживать дальнейшую диверсификацию и повышение технологичности экономики Приморья, поэтому тут немножко разные задачи. Нельзя одной меркой оценивать регионы с мега-проектами и регионы с диверсифицированной экономикой.
О накопительном эффекте
Согласно оценке эффективности налоговых расходов, которая проводится при координации Минфина, налоговые льготы положительно влияют на динамику экономических показателей. В 2023 году, например, резиденты ТОР обеспечили 16% всех инвестиций ДФО, СПВ – 4%. И сегодня, если сравнивать, например, эффективность ТОР и прямого стимулирования процентов, ну, допустим, субсидирования ставки по инвестиционным кредитам, то субсидирование ставки будет проигрывать с большим отрывом, то есть оно было бы намного более затратным для бюджетной системы. И на сегодня налоговые поступления от получателей по большей части льгот превышают объем выпадающих доходов. Это прямое свидетельство и, так сказать, критерий эффективности накопительных итогов.
О росте инвестиций
Каждый 10-й рубль вкладывается на Дальнем Востоке, в стране. Я напомню, что экономика у нас – это 6%, а вложения инвестиционные – 10% и даже более. И это, наверное, самый главный показатель, то есть мы достигли опережающего роста инвестиций в целом на Дальнем Востоке. Это залог того, что наша экономика будет расти опережающими темпами, значит мы будем выполнять указанные цели 427-го Указа.
Как повысить эффективность ТОР и СПВ
Во-первых, мне кажется, в приоритетном порядке нужно льготировать развитие вторичных специализаций, то есть вторых переделов, назовем так. От добычи мы должны перемещаться в экономике вверх по цепочке создания стоимости. Зачастую есть хорошие примеры, когда в зависимости от ассортимента, состава второй передел с сырьем может увеличивать добавленную стоимость в несколько раз. Значит будет расти экономика, будет расти качество и количество высокопроизводительных рабочих мест. Вот пример: у нас реально готовится к освоению Томторское месторождение редкоземельных металлов. А они, как вы знаете, сейчас на слуху у всех, идет большая торговля по всему миру, в разных регионах в отношении редкоземов. Так вот, Томтор – это одно из крупнейших в мире месторождений, прогнозные ресурсы более 154 млн т руды с высоким содержанием оксидов десяти редкоземельных элементов. Достаточно уникальные характеристики у этой руды. И в зависимости от ассортимента там цены будут, в любом случае, десятки тысяч долларов за тонну. И если продумывать заранее не продажу руды, как у нас иногда бывает, или там первого передела, а продажу изделий, наша экономика может очень сильно и быстро на этом развиваться. Это только один из примеров.
Во-вторых, конечно, важна переориентация льгот и преференций для ТОР и других инвестиционных проектов со стимулирования прямой добычи к внедрению технологических инвестиций, то есть конечной продукции с высокими пределами. Даже если говорить про лес, кругляк, слава богу, мы перестали продавать, но, если мы просто доски продаем, это тоже не очень большое достижение. Нужно идти в сторону фанеры, мебели и так далее, то есть общая логика префрежимов должна следовать за стимулированием создания продукции высоких переделов.
В-третьих, как мне кажется, нужно законодательно определить незыблемые гарантии поддержки долгосрочных вложений. Не нужно слишком часто менять правила игры, инвесторов это расстраивает, они не могут четко планировать фазу ввода производства и его дальнейшего масштабирования, поэтому нужно здесь закрепить правила игры.
И в завершение: префрежимы могут сконцентрироваться в дальнейшем на проектах приземления эффектов транзитного потенциала макрорегиона, – у нас же большую роль играет логистика, транспорт, – за счет развития, стимулирования мелких производств по складированию, упаковке, хранению и такой неглубокой переработке. У нас много точек соприкосновения с нашими зарубежными партнерами, и в пограничных регионах в том числе, уже создаются, кстати говоря, склады, обрабатывающие центры. Вот это всячески нужно поддерживать. Это очень хороший для региона экономический задел на будущее.
Посмотреть интервью можно здесь.