По поручению президента страны для 200 российских крупных и малых городов, городских агломераций (перечень сформируют уже в январе 2026 года) создадут мастер-планы. Помимо этого более двух тысяч населенных пунктов, включая села и поселки, получат программы развития. Впереди – большая реновация. О том, что необходимо учесть при подготовке и реализации мастер-планов развития населенных пунктов, рассказал «Российской газете» административный директор ФАНУ «Востокгосплан» Виталий Кубичек:

«У дальневосточных городов уже накоплен бесценный опыт в мастер-планировании. Их вполне можно назвать первопроходцами. Востокгосплан принимал участие в разработке мастер-планов ряда дальневосточных и арктических населенных пунктов, а сейчас курирует их реализацию. Благодаря этому у нас сформировалось комплексное представление о возможных подходах к подготовке таких документов. И об ошибках, допускаемых при этом.
Главная из них выглядит так: вместо стратегии развития города, предусматривающей синхронизацию экономической модели и градостроительного плана, в документе представлены лишь несколько отдельных городских локаций. В финальной версии получается «сборная солянка» из различных, зачастую не увязанных между собой проектов и мероприятий.
Но это не единственная сложность, с которой сталкиваются разработчики при подготовке мастер-плана.
Еще одна – недостаточный уровень «погружения в территорию» и, как следствие, применение шаблонных решений. В итоге в стратегии города появляются очевидные предложения по диверсификации экономики, развитию креативного сектора, тотальному благоустройству общественных пространств и так далее. Однако такой поверхностный взгляд на будущее территории не отвечает реальным потребностям жителей. Каждый город уникален, у каждого есть свои конкурентные преимущества. Но и ограничения их реализации тоже есть. Поверьте, далеко не всем заброшенным промышленным объектам «показана» ревитализация и открытие креативного кластера или, например, развитие промышленного туризма на удаленных добычных или лесозаготовительных предприятиях.
Следующая «ловушка»: акцент сделан преимущественно на визуальной составляющей мастер-плана, чтобы повысить его привлекательность для потенциальных инвесторов. Картинки порой получаются исключительно красивые. При этом недостаточно внимания уделяется инструментам и механизмам его реализации, отсутствуют «дорожные карты» с конкретными исполнителями и сроками. И после успешной презентации документа у участников процесса возникает вопрос: «Что дальше делать?». Но ведь ответ на него и должен содержаться в мастер-плане. В нем должны быть указаны этапы реализации, обозначены мероприятия по достижению целевых показателей, закреплены ответственные организации и, что немаловажно, определены объемы и источники финансирования по каждому конкретному проекту.
Тема финансирования тоже таит подводные камни, о которых нельзя забывать. Самый часто встречающийся и наиболее дискуссионный вопрос у органов власти касается того, какие проекты включать в мастер-план. Наша позиция: нужна золотая середина. С одной стороны, инвестиционные инициативы слишком рискованны. Их необходимо тщательно проработать в двух направлениях – реализации и финансирования. Должны быть проведены конкурентный анализ рынка, оценка спроса, решены задачи по поставке оборудования, предоставлению земельного участка и так далее. И что очень важно – должен быть найден якорный инвестор.
С другой стороны, включение в мастер-план только тех «железобетонных» проектов, которые находятся уже на стадии реализации и обеспечены финансированием, снижает ценность документа и нивелирует его статус как стратегического.
Если же в роли инвестора выступают органы власти, то в мастер-плане указывается, что финансирование осуществляется за счет бюджетных средств. При этом отсутствует детальная проработка механизмов и инструментов их привлечения. Здесь тоже есть своя специфика, связанная с бюджетным циклом, сроками формирования бюджета и внесения изменений в него, распределением средств между различными распорядителями при реализации межведомственных проектов. Поэтому на этапах и разработки и дальнейшей реализации нужны специалисты с соответствующими компетенциями, которые могут эффективно обеспечить привлечение и освоение бюджетных средств в рамках правовых ограничений.
Как ни странно, но наравне с вопросом: «Где брать деньги?» возникает еще такой: «А сколько нужно?». На этапе подготовки мастер-плана зачастую по объектам нет еще проектно-сметной документации. Поэтому объем необходимых инвестиций является оценочным. При запуске проекта оказывается, что не все внешние факторы были учтены (затопляемость территории, этажность возможной застройки и другие), что приводит к значительному удорожанию планов, появлению «разрыва» между ресурсами – имеющимися и необходимыми для завершения строительства. А для крупных проектов федерального уровня риски еще выше. Реализация мастер-плана должна иметь четкую стратегию, и в первый этап следует включать только те проекты, которые имеют детальное финансово-экономическое обоснование и по которым определены потенциальные инвесторы, а также механизмы и инструменты освоения финансовых средств.
И еще об одном. Очень важно найти тех, кто будет сопровождать работу над мастер-планом и управлять его реализацией. Задача таких специалистов – координировать и мониторить процессы, контролировать соответствие результатов целевым параметрам, организовывать эффективные коммуникации и распределять зоны ответственности. Если не найдется эффективного управленца, даже идеально подготовленный документ так и останется на бумаге, не получив путевку в жизнь».
Источник ЗДЕСЬ