На 12,1% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года выросли объемы переработки и консервирования рыбы и морепродуктов в Камчатском крае. Рост объемов рыбопереработки отмечен ещё в шести регионах ДФО, в том числе в трех регионах темпы роста составили более 30% – в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае и Магаданской области, – отмечают эксперты ФАНУ «Востокгосплан».
Росту рыбопереработки способствовало увеличение объемов вылова водных биоресурсов (ВБР), чему помогло обновление рыбопромыслового флота. Так, АО «Океанрыбфлот» – одно из старейших предприятий отрасли в Камчатском крае добывает около 250 тыс. тонн минтая в год, используя 4 транспортных и 14 рыболовецких судов, из них 2 супертраулера построены недавно. Они могут перерабатывать до 450 тонн рыбы в сутки практически безотходно и заменить 5 судов типа БАТМ.
Обновлению рыбопромыслового флота способствует предоставления квот на добычу ВБР в обмен на инвестиции, а также действующие в ДФО преференциальные режимы.
Так, резидент СПВ из Петропавловска-Камчатского – компания «РПК Витус Беринг» вложила 91 млн руб. в ремонт судна «Святой Пётр». Обновленный сейнер-траулер сможет добывать и перерабатывать около 1 тыс. тонн разных видов креветки в год.
По словам заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, благодаря нефинансовой господдержке заключены соглашения на строительство 64 рыбопромысловых судов, 41 судна-краболова и 27 рыбоперерабатывающих заводов, объем инвестиций по договорам на строительство таких объектов составил свыше 293 млрд рублей. При этом к началу 2023 года 7 рыбопромысловых судов, 4 краболова и 25 заводов введены в эксплуатацию.
Строительство в ДФО новых и повышение эффективности действующих рыбоперерабатывающих заводов – еще один ключевой фактор роста объемов переработки ВБР.
В Камчатском крае работает 180 рыбоперерабатывающих заводов. За 3 года количество производств, имеющих мощности по переработке рыбных отходов, увеличилось на 40%: в 2020 г. их было 20, в 2022 г. – 28. Из рыбных отходов производят рыбий жир и муку, их стоимость оценивается примерно в 32 рубля с одного килограмма рыбных отходов. Кроме того это позволяет ликвидировать рыбные свалки.
Благодаря участию в нацпрограме «Производительность труда» рыбопереррабатывающий завод ООО «Камчаттралфлот», внедрив элементы бережливого производства, сократил время обработки продукции на 20%, и увеличил на 20% объёмы выработки продукции за одну смену. Сегодня завод выпускает 250 тонн мороженной продукции из белой рыбы, 100 тыс. банок консервов, 27 тонн рыбной муки и 6 тонн рыбьего жира в сутки. Завод работает почти без отходов.
Береговое производство одного из крупнейших рыбоперерабатывающих предприятий Камчатского края ООО «Тымлатский рыбокомбинат» развивается с 1999 года и включает 3 современных рыбоперерабатывающих, 3 жиромучных завода и морозильные установки. Суммарно комбинат может производить до 1000 тонн различной рыбопродукции в сутки.
15 резидентов ТОР «Чукотка» реализуют проекты по добыче и переработке рыбы. Они инвестировали 99,7 млн рублей и ввели 3 предприятия. В частности, компания «Саргас» инвестировала более 15 млн рублей в строительство модульного мини-завода по первичной переработке рыбы рядом с рыбопромысловым участком, что позволяет сохранять высокое качество продукции – замороженного лосося и соленой красной икры. Предприятие может перерабатывать 10 тонн рыбы в сутки.
Инвестируют на Дальнем Востоке и в рыбоводство. К 2024 году в Республике Бурятия проведут реконструкцию Большереченского рыбоводного завода по нацпроекту «Экология». Это увеличит мощность выпуска личинок омуля в 2,5 раза: с 500 млн до 1,25 млрд. Впервые за 10 лет запустят мощности по выпуску 2,5 млн шт. молоди омуля, выживаемость ее выше личинок. Мощность рыбоводного завода по закладке икры на инкубацию составляет 1,2 млрд.
Через год новый рыбоводный завод планируют ввести в г. Томмот в Республике Саха (Якутия). Там будут разводить и выращивать мальков осетра, хариуса, ленка, тайменя для дальнейшего выпуска в среду естественного обитания. Проект реализует компания «Железные дороги Якутии» при поддержке правительства Республики.
В заключение напомним, что в сентябре 2020 года Китай, экспортировавший в тот момент более 60% дальневосточной рыбы, ссылаясь на COVID-19, ограничил и затем почти прекратил её экспорт.
Для сохранения отрасли Правительству РФ пришлось экстренно разработать комплекс мер поддержки строительства рыбоперерабатывающей отрасли в ДФО.
«Мы <…> разработаем комплекс мер поддержки, чтобы люди могли как можно быстрее построить перерабатывающие заводы. Мы будем сокращать сроки экспертизы, мы будем выделять землю, мы будем создавать преференциальные режимы. Это все будет предоставляться в максимально быстром режиме для того, чтобы через полтора, максимум два года у нас в Российской Федерации на Дальнем Востоке были построены заводы, которые полностью перекрывают вот ту дельту, которая сейчас образовалась в 180 тыс. тонн. Мы ни от кого зависеть не должны», – сказал в тот момент вице-премьер Юрий Трутнев.