Объем пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в стране достигнет 10,9 млн человек к концу 2023 года. Это на 10-15% больше, чем в 2022 году. В регионах Дальнего Востока до многих поселений добираются только по реке. Пассажирский транспорт курсирует по рекам Амур, Лена и Алдан. Отдельные нерегулярные перевозки налажены по озеру Байкал, Зейскому и Бурейскому водохранилищам.
Есть запрос на речной транспорт и у туристов. По мнению ведущего эксперта-аналитика ФАНУ «Востокгосплан» Сергея Абанина, самыми перспективными на Дальнем Востоке являются круизный туризм и туры для рыболовов.
«Туры для рыболовов возможны практически на всех крупных дальневосточных реках. Особо популярны у туристов сплавы по горным рекам Хор, Анюй, Гур, Тумкин, Коппи, Ниман, Акишма, Яурин, Амгунь, Уссури, Сантуха и спортивное рыболовство.
Если говорить о круизном туризме, то в Приамурье возможны круизы по Уссури, Амгуни и вверх по Амуру. На Байкале популярны круговые шестидневные туры, которые начинаются и завершаются в Иркутске. Также туристам предлагают экспедиционный тур на десять дней по двум радиальным маршрутам: или Иркутск – Улан-Удэ или Улан-Удэ – Иркутск. Наиболее развит круизный туризм в Республике Саха (Якутия). Здесь по реке Лена можно отправиться к Ленским столбам, как правило, путешествие занимает не более 3-х суток, но есть и более длительные туры. Природный парк «Ленские столбы» в 2023 году посетило свыше 33 тысяч человек. И хотя туристический потенциал речных маршрутов на Дальнем Востоке высок, активно развивают такой туризм сейчас только в Прибайкалье и в Республике Саха (Якутия)», – рассказал Сергей Абанин.
По мнению аналитика, круизный потенциал в макрорегионе реализован не до конца. Здесь важна дополнительная поддержка федерального центра и краевых бюджетов. Если говорить о путешествиях по дальневосточным рекам, прежде всего необходимо обновлять речной флот.
«Средний возраст судов сейчас свыше 30 лет. Для знакомства с национальными поселениями и колоритной природой нужно больше современных и комфортабельных теплоходов», – поделился Сергей Абанин.
Он рассказал, что в конце этого лета на судоверфи Восточно-Сибирского речного пароходства заложен четырехпалубный круизный лайнер. Он будет курсировать по Байкалу. Планируется строительство ещё одного такого же лайнера длиной 87 м и шириной 14 м. Оба судна станут самыми крупными в акватории Байкала. Начало навигации первого лайнера намечено на 2026 г.
Важно также продолжать модернизировать имеющиеся и создавать новые объекты речной инфраструктуры – порты, причалы и гидросооружения. Эта работа проводится в Енисейском и Байкало–Ангарском бассейнах.
Сергей Абанин, ведущий эксперт-аналитик ФАНУ «Востокгосплан» отметил, что благодаря развитию внутренних водных перевозок на Дальнем Востоке турпоток в макрорегион может вырасти в два раза в 2035 году, но чтобы это произошло необходимо на уровне субъектов определить стратегические задачи, развивать проектное управление в строительстве новых пассажирских и грузопассажирских судов, а также внедрять систему поддержки инвесторов и бизнеса.
Вопросы модернизации и точки роста водного транспорта 17-18 октября 2023 года обсудили на Всероссийском речном форуме и выставке «Речная инфраструктура: модернизация и точки роста» в Москве. Мероприятие организовано группой изданий “Морские вести России”.