Увеличение объема грузоперевозок по Северному морскому пути требует модернизировать и расширить производственные мощности ряда портов, а где-то построить и новые.
Согласно перспективному Плану строительства гражданских судов на период до 2035 г. Минпромторга РФ потребность в кораблях у страны возрастет до 985 единиц, из бюджета на их строительство направят более 3 млрд. рублей.
Чтобы обеспечить работу такого количества судов, необходима развитая инфраструктура. Учитывая План строительства гражданских судов, потребуются:
• 4-5 доков размерами до 350 метров и стоимостью 7-10 млрд руб.;
• 15-20 доков размерами до 150-200 метров стоимостью 1-3 млрд руб.
Оценка потребности в доках в ДФО и АЗРФ
По мнению Сергея Долгачева, руководителя проектов по разработке цифровых продуктов направления «Цифровая трансформация и устойчивое развитие» ФАНУ «Востокгосплан», в текущей ситуации одно из возможных решений – привлечение крупных промышленных групп, которые являются грузовладельцами или отправителями грузов, и одновременно, владельцами верфей и судов, к строительству доков с передачей управления и владения этими портами в руки построивших их компаний.
«С учётом существующих ограничений такой подход перспективен. Он поможет реализовать сложные долгосрочные проекты, такие как ССК Звезда и Верфь ПАО «НОВАТЭК» в Белокаменке. Надежная программа строительства судов под свои же грузопотоки позволит построить еще одну-две верфи в Мурманске», – отметил Сергей Долгачев, выступая на конференции: «Доковое хозяйство России: текущее состояние и перспективы», которая состоялась в рамках Международной выставки и конференции «НЕВА 2023».
В этом году главное событие в судостроительной отрасли собрало на своей площадке более 30 тысяч специалистов из разных стран. Только от Китая участвовало более 50 компаний, также присутствовали представители стран СНГ, Индии, Турции, Республики Корея, Индонезии, Вьетнама, ЮАР.
В четырех павильонах выставки общей площадью более 30 тыс. кв. м. разместились 700 экспонентов. Традиционно на «НЕВЕ 2023» выступили представители крупных компаний и ведомств.