17 мая состоялась видеопрезентация семи технологических задач ПАО «Совкомфлот» для участников конкурса «АРКТЕК Инжиниринг». Советник генерального директора компании Александр Андреев рассказал о том, как современные технологии помогут преодолеть существующие трудности судоходства в Арктике.
Для обеспечения безопасного и экономически эффективного судоходства по Северному морскому пути необходимы новые методики и технические средства мониторинга физико-механических свойств (толщины, прочности) морского льда в Северном Ледовитом океане, а также внедрение цифровых технологий, формирование и ведение государственных информационных ресурсов в этой области.
Для определения предельной нагрузки льда на корпус судна необходима система сбора информации о ледовом давлении и нагрузках на разные участки корпуса судов, а также о напряжениях из-за ледовых нагрузок. Эти напряжения система должна будет сравнивать с допустимыми, графически отображать процент загруженности критических участков корпуса судна на дисплее навигационного мостика и определять, какая скорость безопасна в данных ледовых условиях, каков запас прочности конструкции судна. При этом такой инструмент расчета безопасной скорости при входе и следовании во льдах поможет еще и оптимизировать расходы на строительство судов благодаря снижению расхода металла на укрепление тех участков их корпуса, которые не испытывают значительной нагрузки.
Не менее важной «Совкомфлот» считает задачу определения механизма, скорости и направления дрейфа льда, которые влияют на процессы торосообразования, сжатия и разрежения, появления разрывов, полыней, трещин, раскалывание ледяных полей и т.д. Существующий спутниковый мониторинг дрейфа ледового слоя не эффективен из-за редкого обновления. У компании есть успешный опыт мониторинга дрейфа льда с использованием радиомаяков. В 2021 году ПАО «Совкомфлот» в морях восточной части Северного Ледовитого океана выставила 5 радиомаяков, передававших свои координаты в режиме, близком к реальному времени. Компания стремится к развитию наработки. Для решения этой задачи предстоит создать оборудование, которое будет автономно передавать сигнал не менее 10 месяцев, весить не более 1 кг и устанавливаться с БПЛА на любые ледяные образования, даже на айсберги.
Дроны предлагается задействовать и для организация лоцманской проводки в портах. Система «Дистанционный лоцман» может иметь несколько конфигураций, в зависимости от инфраструктурных возможностей порта.
Применение ИТ и телекоммуникаций для безопасного судовождения во льдах, использование «цифровых двойников» судов, элементов Е-навигации будут способствовать решению стратегических задач развития Арктической зоны РФ.
«Мы стоим на пороге круглогодичной навигации по Северному морскому пути, в 2024 году планируется довести объем перевозок по нему до 80 млн тонн. Достижению этих целей будет способствовать решение обозначенных нами прикладных задач арктического судоходства в рамках конкурса «АРКТЕК Инжиниринг», – отметил Александр Андреев.
В вебинаре приняли участие более 50 представителей университетов, институтов, научных и образовательных учреждений, технологических компаний, планирующих участие в Арктическом технологическом конкурсе АРКТЕК.
Конкурс АРКТЕК проводится с целью трансформации научных и технологических разработок в цифровые и инженерные решения для развития комфортных условий жизни людей в Арктике и обеспечения успешной работы компаний в регионе. Организаторами АРКТЕК являются Минвостокразвития России, ФАНУ «Востокгосплан», МИД РФ и Арктический совет, ключевой партнер – Национальная ассоциация трансфера технологий (НАТТ).