Несколько дней назад в испанской Валенсии в Выставочном дворце на Неделе моды Средиземноморья с большим успехом прошла презентация якутских брендов INNIKI и «Киэргэ». Объединившись, они представили коллекцию одежды «Симфония вечной мерзлоты».

Как все начиналось

Молодая якутянка Изабелла Дордосова, мама двух детей и резидент креативного кластера «Квартал Труда», не просто вышла на международные подиумы – она туда ворвалась. С айдентикой Севера, духом древних легенд и смелым вплетением традиций народа саха в современность.

Начиналось все довольно обычно: кто из школьниц не думает о моде и красивых нарядах? У Изабеллы увлечение детства переросло в дело взрослой жизни. Сказалось то, что мама и бабушка шили, они и обучили начальным навыкам. А потом девочка открыла для себя косплей и стала создавать сложные костюмы, бутафорию, доспехи. Для этого понадобилось множество умений – от лепки до обращения с паяльником.

После школы был колледж креативных индустрий по направлению «дизайн одежды», первые конкурсы и выставки (в 2022-м, сразу после получения профессионального образования, девушка дебютировала на «Московской неделе моды» со свежесозданным брендом INNIKI), первые победы. Сейчас Изабелла продолжает обучение в инженерно-техническом институте СВФУ на архитектора – и, по ее словам, знания в сфере пространственных объектов помогают также в создании коллекций моды. 

После первой «модной недели» в российской столице последовали вторая, третья… И в каждой из них участвовала якутянка.

«Московская неделя моды» сыграла большую роль, – рассказывает Изабелла Дордосова. – Там я представляла свои коллекции, а раньше, участвуя в конкурсах наряду с другими такими же молодыми дизайнерами, просто демонстрировала отдельные модели».

В 2024 году дизайнер, которая до этого была самозанятой, перешла в статус индивидуального предпринимателя и зарегистрировала товарный знак INNIKI.

Симфония вечной мерзлоты

За два года узнаваемость бренда Изабеллы Дордосовой выросла. До такой степени, что ее пригласили представить Россию на международном показе мод World Fashion Exhibition в Шанхае. Причем организаторы вышли на девушку сами, чем немало ее удивили.

«Я привезла туда коллекцию «Дельта», навеянную образом реки Лены. При создании моделей использовала натуральную кожу: переплетенные паутины в виде дельты закреплены на каркасе. Наряды демонстрировали китайские модели, – говорит Изабелла. – На этом мероприятии я подписала с представительством World Fashion Exhibition 10-летний контракт, который дает INNIKI возможность регулярно участвовать в выставках в Китае».

После Шанхая, осенью прошлого года, якутянка приняла участие в 30-м международном фестивале моды, искусства и дизайна «Адмиралтейская игла» в Санкт-Петербурге.

А в начале февраля 2025 года – Валенсия! Эта Неделя моды – одно из очень значимых fashion-мероприятий не только в Испании, но и во всей Европе.

«В ноябре прошлого года ко мне обратился директор Недели моды в Валенсии Серджио Пуч и пригласил представить бренд INNIKI на этом мероприятии. Переговоры и подготовка проходили через российский Фонд моды»,– рассказывает Изабелла.

INNIKI показал в Испании в партнерстве с якутским ювелирным домом «Киэргэ» коллекцию «Симфония вечной мерзлоты». В ней отразились культура и философия народа саха, древние традиции Якутии. Каждый элемент неслучаен и связан с мифами, которые делят наш мир на верхний, срединный и нижний. Тщательно продуманные дизайн и материалы, безупречное исполнение, а также дополнившие коллекцию драгоценные украшения – все вместе было, что называется, обречено на успех еще до начала показа: возможностью пройтись в этих нарядах по подиуму «загорелись» лучшие модели Валенсии.

«Современный мир становится все более и более однообразным. В разных городах и странах можно встретить одни и те же бренды. В этой безликости внимание приковывает уникальность, все то, что несет другую историю и иное понимание мира. Так и Изабелла Дордосова, обратившись к корням, используя уже непривычные для современного городского человека материалы, стала удивительным событием. Ее коллекция словно открывает мир неизвестных северных духов, мифов и легенд. Любовь к своему делу всегда завораживает, привлекает интерес. И здесь получилось так же. Выражая свое восхищение якутской культурой, дизайнер зажгла большое желание у людей из разных стран узнать эту культуру ближе», – подчеркивает руководитель направления «Качество жизни и демографический потенциал ФАНУ «Востокгосплан» Елена Ли.

Пора масштабировать!

Оба бренда – INNIKI и «Киэргэ» – резиденты креативного кластера «Квартал Труда» в Якутске. Инновационное пространство создано для поддержки творческих предпринимателей и дизайнеров. Это место стало платформой для обмена идеями, сотрудничества и развития новых проектов. Оно способствует росту культурных инициатив и популяризации – как видим, весьма успешной! – якутской культуры на международной арене.

«Мы предоставляем резидентам помещения по ставке значительно ниже среднерыночной в Якутске. Это существенная поддержка для предпринимателя, она позволяет ему эффективно развивать свое дело и направлять больше ресурсов на закупку материалов и расширение ассортимента», – отмечает директор креативного кластера «Квартал Труда» Наталья Нарушевич.

Изабелла планирует развивать свой бренд. Пока она отшивает одежду в единичных экземплярах и работает по индивидуальным заказам. Но не исключено, что у INNIKI появится массовая линейка, с размерными рядами.

«Конечно, я хочу зарабатывать на бренде. Для этого потребуются инвестиции, – рассказывает якутянка. – Сегодня мы все необходимое – оборудование, ткани, фурнитуру – заказываем из Москвы, и это обходится дороже, чем в центральных и западных регионах России».

Получится ли у Изабеллы Дордосовой масштабировать производство? Несомненно, ведь она к этому стремится! А еще у нее есть мечта.

«Я хочу, чтобы дизайнеры из других регионов и стран вдохновлялись якутской модой, хочу показать, что наша Якутия может быть по-настоящему модной и стильной!» – говорит модельер.