Мы продолжаем рассказывать о региональных практиках, которые используются для повышения стандартов жизни на Дальнем Востоке и в Арктике. Обеспечение безопасности туристов, приезжающих на Камчатку, стало целью создателей поисково-спасательной системы «Вензор». С запуском в 2021 году национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» турпоток в край вулканов заметно вырос, а вместе с ним – и число экстренных случаев, когда путешественникам нужна была помощь. Поиск и спасение туристов осложняла неустойчивая сотовая связь. Альтернативные способы связи оказались еще более востребованными с отключением российских абонентов от системы спутникового оператора Globalstar.
Разработку «Вензора» основатель проекта Константин Слыщенко запустил на личные 7 млн рублей, вложив их в написание программ, создание датчиков и базовых станций связи.
На старте проект также поддержал поставщик телекоммуникационных услуг ПАО «ВымпелКом» (Билайн). В результате к 2022 году появились уникальные оборудование и приложение, позволяющие при отсутствии сотовой связи отправлять смс-сообщения с помощью радиосвязи на расстояние 60 км.
Для обеспечения устойчивой связи с туристами, путешествующим по удаленным и труднодоступным районам, команда проекта создала радиодатчик «Вензор», работающий на частоте 868МГц по протоколу связи для интернета вещей LoraWAN. В датчик встроен модуль определения местоположения по GPS или ГЛОНАСС. «Вензор» может передавать на базовую станцию координаты пользователя, устанавливая их с точностью 5-6 метров, а также позволяет отправить смс-сообщение и уникальный идентификатор устройства. При поступлении смс о помощи, информация о датчике, его местоположении и пользователе автоматически передается в оперативные службы МЧС.
Туристам предлагается арендовать датчик размером со спичечный коробок за 150-200 рублей в день. Через веб-приложение «Вензор» спасатели в режиме реального времени отслеживают перемещение человека на удаленных территориях, где отсутствует мобильная связь (природные парки, горные туристические маршруты, автомобильные дороги федерального значения). Давая согласие на такой мониторинг во время путешествия, турист может поделиться специальной ссылкой с родными, и те также будут наблюдать за перемещением близкого человека на карте маршрута.
Базовые станции системы «Вензор» весят около 15 кг, применяются для усиления сигнала датчиков и передачи данных на сервер веб-приложения. Станции могут работать автономно от аккумуляторной батареи LiFePo без подзарядки до 2 месяцев при температуре до -35 градусов.
При проведении поисково-спасательных операций «Вензор» использует беспилотники. Обнаружить датчик попавшего в экстренную ситуацию человека помогает поисковый квадрокоптер, который оснащен видео и тепловизионной камерами, микрокомпьютером, обрабатывающим видеоизображение с помощью нейросети. Видеоизображение передается на видеопередатчик и транслируется на очки оператора, а с микрокомпьютера – на сервер.
Обеспечить устойчивую связь помогает БПЛА самолетного типа, который оборудован ретранслятором и может находиться в воздухе около 1,5 часов. Грузовой октокоптер способен доставлять контейнер весом до 8 кг с водой, лекарствами, пайком на расстояние до 10 км.
В 2022 году разработавшее систему «Вензор» НПО «Крылья Камчатки» получило поддержку Минцифры Камчатского края на производство датчиков, базовых станций и квадрокоптеров. В 2023-м поисково-спасательная система «Вензор» успешно прошла тестовые испытания.
«В 2023 году на ежегодном празднике «День вулкана» мы раздали наши датчики всем участникам восхождения на вулкан Авачинская Сопка. У подножия установили одну мобильную базовую станцию, и вывели в воздух еще одну на БПЛА. Вместе со спасателями из «Центроспаса» мы наблюдали за поднимающимися на вулкан энтузиастами в режиме реального времени, находясь в теплом помещении в Петропавловске-Камчатском», – рассказал руководитель НПО «Крылья Камчатки» Константин Слыщенко.
По его словам, экономический эффект от внедрения системы может быть ощутимым.
«Один час работы вертолета стоит 350 тыс. рублей, если поисковая операция длится день, то это 4 млн. рублей. Такая же по длительности воздушная операция с помощью системы «Вензор» обошлась бы в 700 тыс. рублей. Есть еще один важный момент. Часто искать и спасать людей приходится в неблагоприятных метеоусловиях. В плохую погоду есть риски и для машин. Потеря беспилотника некритична, коптер легко заменить. Но потеря вертолета – часто потеря человеческой жизни, оценить это в деньгах невозможно», – подчеркнул основатель проекта.
Поисково-спасательную систему «Вензор» успешно представили в 2024 году на Сахалине на проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг – 2024». Команда проекта ведет переговоры с властями Республики Саха (Якутия) и Магаданской области, где «Вензор» в тяжелых погодных условиях и при неустойчивой сотовой связи может использоваться как надежная система безопасности на федеральных и региональных трассах. Есть спрос и со стороны добывающих компаний, которым необходимо обеспечивать стабильную связь с людьми на удаленных территориях, где ведется разработка месторождений.