Что тормозит развитие научно-технологической и инновационной деятельности в Арктике? Какие меры ее поддержки существуют сегодня? Можно ли повысить их эффективность? Как «поженить» науку и бизнес? Ответам на эти вопросы было посвящено выступление руководителя сектора «Стратегическое развитие» ФАНУ «Востокгосплан» Натальи Самсоновой на 9-м Международном Арктическом саммите «Арктика: перспективы, инновации и развитие регионов» в Москве.

Нужен единый подход

«Нормативно-правовой анализ показывает, что сегодня отсутствует единая политика по развитию научной, научно-технологической и инновационной деятельности непосредственно на территории Арктической зоны Российской Федерации», – подчеркнула эксперт.

По ее словам, наблюдается разделение подходов к реализации научной, научно-технологической политики и политики развития инновационной деятельности (в частности, по ним приняты отдельные законы, отдельные отраслевые программы). При этом отсутствие синхронизации данных форм может отмечаться среди рисков освоения Арктики.

«Необходимо обеспечить однонаправленное развитие научной, научно-технологической и инновационной деятельности, чтобы обеспечить принципы достижения полного инновационного цикла и обеспечить равновесие спроса и предложения на разработку и внедрение инновационных технологий», – отметила Наталья Самсонова.

О льготах и препятствиях

При этом существующие меры поддержки научно-технологической и инновационной деятельности достаточно обширны.

На всей территории Арктической зоны Российской Федерации действует преференциальный режим АЗРФ, который предоставляет в том числе:

  • налоговые льготы;
  • таможенные льготы;
  • льготы по социальному страхованию;
  • преференции свободной таможенной зоны;
  • инфраструктурную поддержку;
  • административную поддержку (снижение административных барьеров);

Также работают региональные меры поддержки, например, предоставление льготных кредитов, рефинансирование, покрытие кредитно-лизинговых обязательств, гранты на приобретение основных средств и т.д.

Тем не менее хватает и вызовов.

«По данным статистического наблюдения осуществления инновационной деятельности юридическими лицами (без субъектов малого предпринимательства) в субъектах РФ, территории которых входят в состав АЗРФ, чуть более 10% организаций планируют вести инновационную деятельность, однако фактически приступают к ее осуществлению только около 70% из числа желающих», – акцентировала внимание Наталья Самсонова.

К наиболее значимым факторам, препятствующим инновационной деятельности в течение последних трех лет, организации субъектов АЗРФ в 2023 году отнесли:

  1. высокую стоимость нововведений (25% опрошенных отметили этот фактор как решающий или значительный);
  2. недостаток собственных денежных средств (24%);
  3. высокий экономический риск (21%);
  4. недостаток финансовой поддержки со стороны государства (17%);
  5. недостаток квалифицированного персонала (16%).

Экономические риски инновационной деятельности в АЭРФ определяются высокими альтернативными издержками (недополученные доходы за счет инвестиций на инновационную деятельность), возникающими в более длительный период жизненного цикла (продолжительность его в инновационных организациях субъектов АЗРФ в 2023 году порой превышала 20 лет), и неопределенным уровнем влияния инноваций и разрабатываемых технологий на процесс производства.

Другими словами, высок риск, что заявляемые показатели влияния инноваций на производственную деятельность в Арктике так и не будут достигнуты.

Что делать будем?

«Надо смягчить требования и условия предоставления стимулирующих мер поддержки, – отмечает Наталья Самсонова. – Предлагается учесть и реализовать подходы к развитию механизмов Концепции технологического развития РФ».

 Например:

увеличить сроки финансирования разработок с возможным выделением их этапов; создать возможность включения одновременно в один проект работ по всем уровням готовности технологий;

поддержать создание и развитие экспериментальных и опытно-промышленных производств одновременно с исследованиями и разработками;

стимулировать и финансировать параллельные линии разработки технологий и продуктов одного назначения;

признать возможным приостановку или закрытие проектов в случае реализации научных и технологических рисков без применения санкций в отношении разработчика;

снизить требования по софинансированию в рамках государственной поддержки отдельных сложных и технологически рискованных исследований и разработок;

смягчить требования к разработчикам и будущим производителям по гарантии продаж новых продуктов с длительным горизонтом разработки.

По словам Натальи Самсоновой, структура затрат по видам инновационной деятельности в АЗРФ сильно трансформировалась в 2023 году относительно 2019-го:

  • снизилась доля затрат на научные исследования и разработки – с более 55% до 15%;
  • приобретение машин, оборудования, сырья, материалов, прочих основных средств, связанных с инновационной деятельностью, стабильно занимает более трети общего объема затрат;
  • резко выросла доля затрат на инжиниринг (с менее 1% до 16%) и прочих затрат (с 6% до 24%).

Эксперт высказала предложения по дополнительным мерам поддержки: предоставить для инжиниринговых услуг и процессов выхода на производство инновационной продукции налоговые льготы (освобождение от уплаты, учет расходов с повышенным коэффициентом, ускоренная амортизация) как для НИОКР и запустить льготные кредитные программы.

Наука и бизнес: как связать?

«Арктическая наука самостоятельна, но не самодостаточна, – отмечает Наталья Самсонова. – Доля внешних затрат (выполненных сторонними организациями) в АЗРФ намного меньше, чем в РФ. Большинство НИР производятся локально организациями в АЗРФ. При этом техновооруженность персонала в науке (оцениваемая как отношение стоимости машин и оборудования к числу исследователей) за 5 лет снизилась на 66% и в 4 раза ниже общероссийского показателя. Таким образом, можно констатировать проблему недостаточной базы для проведения научных исследований и разработок в АЗРФ».

Большая часть конкурсного грантового бюджетного финансирования основывается на предоставлении гранта при условиях материально-технической обеспеченности соискателя. То есть, по словам Натальи Самсоновой, развитие будут получать те организации, которые уже и так имеют достаточное материально-техническое обеспечение.

Что можно предпринять?  Например, обновить условия предоставления грантов на финансирование научных проектов, включить арктические технологии в перечень приоритетных, которым предоставляются льготы, воздействовать на усиление кооперационных связей с НОЦ мирового уровня.