Эксперты ФАНУ «Востокгосплан» в рамках выполнения государственного задания, утвержденного Минвостокразвития России, проанализировали экономическое и социальное развитие города Комсомольска-на-Амуре, выделили основные тенденции, обозначили существующие проблемы и перспективы дальнейшего развития.
Как отмечают аналитики, экономика и социальная сфера в г. Комсомольске-на-Амуре развиваются в русле основных макроэкономических процессов и тенденций, наблюдающихся в Хабаровском крае.
Эксперты выделили основные тенденции экономического развития города:
- Бюджет города остается дефицитным. Расходы превысили доходы на 2,7%. В последние годы, несмотря на рост налоговых поступлений, усиливается зависимость местного бюджета от субсидий и субвенций вышестоящих бюджетов, особенно в строительстве объектов ЖКХ и коммунальной сферы, образовании, здравоохранении, молодежной политике.
- Оборот крупных и средних предприятий всех видов экономической деятельности в 2020 году составил 199,4 млрд рублей, что на 4,7% выше, чем за 2019 год. Наибольший объем показателя приходится на обрабатывающие производства и торговлю. Начиная с 2016 года, оборот увеличился на 36,7 млрд рублей.
- Объем промышленного производства в городе, начиная с 2012 года, ежегодно увеличивается в среднем на 2,2%. Исключением стал 2020 год, что обусловлено действовавшими ограничениями с связи с распространением коронавирусной инфекции. Значение показателя увеличилось с 63,9 млрд рублей в 2012 году до 113,6 млрд рублей в 2020 году.
- Объем инвестиций в основной капитал сокращается. Если в 2015 году значение показателя составляло 20,2 млрд рублей, то в 2020 году всего 7 млрд рублей. Объем инвестиций в расчете на 1 жителя города также снижается. Если в 2016 году значение показателя составило 42 тыс. рублей, то в 2020 году – 25,2 тыс. рублей. Для сравнения: по Хабаровску значение показателя составило 103 тыс. рублей. Снижение значений показателя обусловлено нестабильностью инвестиционных и экономических условий деятельности предприятий и недостаточной привлекательностью города для ведения бизнеса.
«В то время как бизнес не заинтересован в финансовых вложениях в экономику города, финансирование за счет бюджетных средств увеличивается, что подтверждает высокую зависимость бюджета города от регионального и федерального бюджетов», – отмечают эксперты.
Так, с 2016 по 2019 годы размер бюджетных инвестиций увеличился на 48% (с 1 860,9 млн рублей в 2016 году до 3 597,2 млн рублей в 2019 году) за счет реализации крупных инвестиционных проектов, связанных, в первую очередь, с Долгосрочным планом комплексного социально экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре.
Говоря об особенностях развития социальной сферы города, аналитики ФАНУ «Востокгосплан» отметили сохраняющуюся тенденцию снижения численности населения. Так, с 2010 по 2021 годы оно сократилось на 9,5% (с 264 до 241 тыс. человек).
«За последние 5 лет отмечаются отрицательный миграционный и естественный прирост населения. Наиболее высокой миграционной подвижностью традиционно характеризуется трудоспособное население города. На него в 2020 году приходилось 73% выбывших. Несмотря на сокращение числа трудоспособного населения, доля в общей численности остается довольно высокой (62,2% или 149,5 тыс. человек)», – пояснили аналитики.
«Таким образом, несмотря на поступательное экономическое развитие и существенный промышленный потенциал города, сложившаяся демографическая и миграционная ситуация оказывает отрицательное влияние на развитие человеческого капитала и трудового потенциала», – заключили эксперты.
По итогам проведенного анализа подготовлен комплекс предложений и рекомендаций ФАНУ «Востокгосплан», направленных на обеспечение стабильного развития города.
Одним из механизмов реализации указанных мероприятий остается Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития
г. Комсомольска-на-Амуре, который предусматривает меры по размещению высокотехнологичных производств и развитию социальной инфраструктуры города.Реализация плана направлена на преодоление негативных процессов оттока населения, обеспечение роста численности населения, улучшение показателей обеспеченности жителей города объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и общее повышение уровня удовлетворенности жизнью.