На начало октября 2024 года в Российском морском регистре судоходства к портам Дальневосточного бассейна было приписано 781 рыбопромысловое судно (74,8% общего количества в РФ). 47% из них (370 единиц) – отечественного производства (Россия и СССР). Такие данные приводятся в дайджесте Восточного центра государственного планирования «Рыбохозяйственный комплекс Дальнего Востока».
«Доля судов рыбопромыслового флота ДФО соответствует объему выделяемых квот и фактической добычи в макрорегионе, – отмечают эксперты Востокгосплана. – Более половины (51% общего количества) составляют средние суда. В основном рыбодобывающем регионе – Камчатском крае – их 25%, маломерных судов – 54%. В остальных субъектах на средние суда приходится от 80% (Хабаровский край) до 100% (Чукотский автономный округ)».
Доля маломерных промысловых судов в ДФО составляет 26%, малых – 6%, больших – 7% и крупных – 10%. Самая весомая часть больших и крупных судов сконцентрирована в Приморском крае – 43%.
В рамках «инвестиционных» квот с 2018 года для макрорегиона построено 20 судов. Этого явно недостаточно. Средний возраст промысловых судов в ДФО равен среднероссийскому и составляет 31,7 года. 90% судов (как и для России в целом) находятся за пределами нормативных сроков эксплуатации (20 лет). Очевидно, темпы обновления дальневосточного рыбопромыслового флота необходимо увеличить, чтобы привести его к нормативному состоянию к 2035 году.
«Однако возраст судна не всегда указывает на его моральный и физический износ. При своевременных замене основных механизмов и обновлении корпуса плавсредство может безопасно и эффективно эксплуатироваться сверх нормативов», – подчеркивают в Востокгосплане.
Наиболее молодые из рыболовных судов на Дальнем Востоке – крупные, их средний возраст 30,9 года, а самыми старыми (34,1 года) являются малые. Возраст маломерных судов – 32,7 года, средних – 31,2, больших – 31,1 года. В возрасте 30 лет и старше находится 518 судов или 66% общего количества. Из них 247 произведены за рубежом.
Средний возраст главных двигателей рыбопромысловых судов Дальневосточного бассейна ниже среднероссийского уровня – 25 лет против 25,7. За пределами нормативных сроков эксплуатации (15 лет) находится 74% таких механизмов (75% – для России в целом).
Подробнее читайте в исследовании Востокгосплана