О том, как отдаленные северные территории обеспечиваются сегодня жизненно важными грузами, какие вызовы при этом возникают и насколько успешно удается им противостоять, говорили на сессии ВЭФ-2024 «Северный завоз: в любую точку вовремя».
«Сейчас идет первый год внедрения нового закона «О северном завозе» (вступил в силу с 1 апреля 2024 года). Давайте обсудим, что получилось? Над чем еще нужно работать? Действуют ли меры поддержки? Какая инфраструктура создается, как развивается морской оператор?», — задала темп обсуждению руководитель направления «Устойчивое развитие» Восточного центра государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан») Мария Никишова.
Некоторые положения закона носят рамочный характер.
«Требовались подзаконные акты, в которых эти все нормы должны находить свое развитие. Такие акты приняты, за исключением вопросов, связанных с регулированием деятельности единого морского оператора», — отметил первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.
По его словам, на последний день августа из 4 млн тонн запланированных грузов в регионы завезли 3 млн тонн, из них 2,4 млн тонн жизнеобеспечивающих, 500 тыс. тонн — для государственно-муниципальных нужд. Северный завоз уже выполнен на 73%. Кстати, эти показатели превышают прошлогодние на такой же период.
Гаджимагомед Гусейнов рассказал о расширении перечня товаров, доставляемых на отдаленные северные территории. Он включает 73 наименования продовольственных товаров, 60 — непродовольственных, 22 — топливно-энергетических ресурсов и горюче-смазочных материалов, 1223 — лекарственных средств и медицинских изделий, 111 наименований лечебного питания.
Сегодня, по словам замминистра, детально обсуждается разработка федеральной государственной информационной системы (ФГИС) для организации северного завоза. До конца года соглашение о ее создании будет заключено.
Кроме того, формируется план завоза на 2025-2027 годы — первый трехлетний план, который по закону должен утвердить федеральный координатор.
Единым морским оператором северного завоза будет госкорпорация «Росатом». О том, как выстраивается организация работы, рассказал спецпредставитель госкорпорации по вопросам развития Арктики Владимир Панов.
Он подчеркнул, что в каждом регионе исторически сложилась своя система обеспечения северного завоза и управления им. Нельзя полностью перенести опыт одного субъекта на другой.
«Если брать весь объем морских перевозок таких грузов, он оценивается примерно в 1,5 миллиона тонн ежегодно. Порядка 30% приходится на Чукотку – это 532 тысячи тонн», — сказал Владимир Панов.
Именно Чукотка станет пилотным регионом для взаимодействия с единым морским оператором.
«90 с лишним процентов топлива, строительных материалов, продуктов питания, гсм завозится в регион морским путем. Основу транспортной инфраструктуры составляют несколько морских портов. Навигация — от 2 до 4 месяцев в году», — пояснил губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов.
Власти региона рассчитывают, что реализация нового закона исключит сбои поставок товаров и продовольствия на Чукотку во время летней навигации. Регион будет знать число судов (сейчас есть риск отсутствия доступного для фрахта флота на очередную навигацию), заранее определенную цену на доставку в следующий трехлетний период.
На специфике северного завоза сделал акцент в своем выступлении заместитель председателя комитета Государственной думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский. Важная тема — предоставление юридическим лицам возможности взять бюджетные кредиты на закупку и доставку грузов. Участники северного завоза реально готовы возместить полученную помощь только по итогам реализации продукции, то есть в следующем году, к началу новой навигации. Поэтому нужны бюджетные кредиты минимум на два года.
Объем таких кредитов может достигать десятков миллиардов рублей. Одним из важнейших стейкхолдеров, предоставляющих различные механизмы поддержки участников северного завоза, является Сбер. По словам управляющего директора департамента по работе с государственным сектором ПАО Сбербанк Владимира Маринова, сегодня банк финансирует 5 регионов, и объем кредитов — 40 миллиардов рублей. Это примерно сопоставимо с объемом годовых закупок по северному завозу.
Об отличиях дальневосточных регионов друг от друга говорила и заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
«Камчатка на островном положении, как и Чукотка, у нас нет наземного сообщения с Большой землей. Исторически сложилось, что у Чукотки северный завоз гораздо более централизованный. У нас, как и у некоторых других регионов, централизован только завоз топлива, а все остальное — лекарства, продукты, стройматериалы — завозит бизнес», — сказала Юлия Морозова.
По словам зампреда правительства региона, если жестко вмешаться с госрегулированием в этот сложившийся рынок, можно его разрушить. Поэтому нужно выстроить систему взаимодействия, вовлечь бизнес в реализацию общей задачи, грамотно выстроить систему подзаконных актов для фундаментального и рамочного закона, считает Юлия Морозова
«Законодательная власть активно поддерживает и принимает меры, чтобы потребность жителей в своевременных поставках качественной продукции по адекватным ценам была максимально удовлетворена. Первый год внедрения закона о северном завозе проходит успешно, но впереди еще много работы по оптимизации, мерам поддержки и цифровизации, — подвела итоги дискуссии Мария Никишова. — И уже сейчас видны направления для разработки подзаконных актов».