Перспективы роста конкурентоспособности арктической транспортной артерии обсудили на выездном заседании Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики в Архангельске. Участие в «круглом столе» на тему «Правовое и организационное регулирование вопросов развития Северного морского пути» приняли депутаты Госдумы, представители Счетной палаты РФ, федеральных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов власти регионов АЗРФ, а также бизнес-эксперты.

Фото: АиФ-Дальинформ

«Российская Арктика и СМП – мультипликатор, определяющий развитие экономики России в ближайшие десятилетия», – акцентировал председатель Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.

В Арктике сосредоточено до 13% мировых неразведанных запасов нефти и до 30% неразведанных запасов природного газа.

«АЗРФ можно назвать резервной кладовой ресурсов. И Севморпуть – ключ к огромным богатствам Арктической зоны», – подчеркнул директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.

Значимость СМП трудно переоценить: это кратчайшая морская дорога из Европы в Азию. При этом развитие транспортных коридоров – одна из национальных целей, поставленных президентом страны.

«К 2030 году предполагается рост грузооборота по Восточному полигону в 1,5 раза и до100 млн тонн – по СМП», – отметил Михаил Кузнецов.

По некоторым расчетам, потенциал Северного морского пути намного выше: грузопоток к 2040 году может достичь 250 млн тонн. Но потребуется серьезная модернизация инфраструктуры.

«Севморпуть открывает возможности для дальнейшего развития экономики северных регионов. Уже на ближайшие 10 лет запланирован объем инвестиций в более чем 32 трлн рублей, из которых 30 трлн – внебюджетные», – привел данные директор Востокгосплана.

Как детализировал Михаил Кузнецов, в «арктическом» портфеле – 276 крупнейших проектов. Это, прежде всего, проекты в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, транспорта, логистики, энергетики, судостроения, а также всего, что связано с развитием городской экономики. Поэтому для их реализации необходимо не только совершенствование инфраструктуры СМП, но и опережающее развитие арктических городов.

Специалисты Восточного центра государственного планирования принимали участие в разработке мастер-планов опорных населенных пунктов Арктики. По результатам опросов жителей были выделены основные волнующие их темы: состояние здравоохранения (такой пункт отметили 57% респондентов),  инфраструктуры (43%),  дорог (39%), экологии (31%), доступность и состояние жилья (36%), благоустройство общественных пространств (28%),  возможности для спорта, досуга, развития культуры (25%),  

«В разработанных мастер-планах предусмотрены довольно амбициозные ожидаемые эффекты: реализация 160 инвестпроектов, создание 57 тыс. рабочих мест, прирост валового городского продукта на 59%, а индекса качества городской среды – на 30%», – подчеркнул Михаил Кузнецов.

А среди целевых показателей мастер-планов арктических городов к 2035 году – строительство 11 техно- и промпарков, 9 млн кв. м жилья (кроме того, 272 тыс. кв. м – арендного), 44 новых и реконструируемых спортивных объектов, реализация 49 проектов по благоустройству общественных пространств.