Темой двух важных мероприятий, состоявшихся в последние несколько дней, стало определение вектора дальнейшего развития Севморпути и актуализация планов действий Российской Федерации в Арктике. На пленарной сессии «Новое освоение Арктики» Международного симпозиума «Создавая будущее» в Москве, а также на заседании Комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Северный морской путь и Арктика» представители федеральных и региональных органов власти, институтов развития и бизнеса рассмотрели перспективы развития северных транспортных коридоров и Арктической зоны РФ.

Источник фото: www.rosatom.ru

«Развитие Арктической зоны России является национальным приоритетом: здесь формируется около 15% ВВП страны и около 20% экспорта, реализуются инвестиционные проекты объемом 35 трлн рублей, проживает почти 2,5 млн человек, что является самым высоким значением численности населения среди стран мировой Арктики. Реализация экономического потенциала Арктики, которая приносит в бюджет страны каждый 6-й рубль, требует особых механизмов опережающего развития инфраструктуры, научно-технологической базы, социальной сферы в опорных населенных пунктах АЗРФ, где проживает более 70% населения АЗРФ», – подчеркнул министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков

По его словам, сквозным проектом, который сшивает сегодня Арктику с остальными регионами России и со всем миром, является развитие Северного морского пути. Оно подразумевает вложение около 1,8 трлн рублей в инфраструктурные и иные проекты до 2035 года. 760 млрд из этих средств – бюджетные инвестиции. Запланировано строительство 10 ледоколов, 116 сверхновых судов грузового флота ледового класса, железнодорожная и аварийно-спасательная инфраструктура, 14 морских портов и терминалов, расширение спутниковой группировки.

Насколько эффективными окажутся такие вложения? Расчеты, сделанные ФАНУ «Востокгосплан», показывают: речь идет об очень хорошей окупаемости.

«В лучшие советские времена по СМП перевозили 6 млн тонн грузов в год. Сейчас – 34 млн тонн, по прогнозу в 2035 году грузопоток вырастет до 180 – 230 млн тонн, – говорит директор Восточного центра государственного планирования Михаил Кузнецов. – Игра стоит свеч. Экономика, которая связана только с развитием СМП, принесет 60 трлн рублей валовой добавленной стоимости до 2035 года».

Немалая роль отводится международному транзиту.

«Он будет существенной частью Севморпути. За последние годы объем этих перевозок вырос со скромных 0,5 млн до 2 млн тонн», – подчеркивает Михаил Кузнецов.

Рост объема грузоперевозок по северной транспортной артерии способен оказать значительное влияние на мировую экономику. При этом финансово-экономическая модель СМП, разрабатываемая экспертами Востокгосплана, демонстрирует: перевозки в Китай через восточное направление СМП могут быть вдвое выгоднее, чем через западное направление, за счет более короткого транспортного плеча и отсутствия платы за проход через Суэцкий канал.

«ФАНУ «Востокгосплан» провело сравнительный анализ стоимости транспортировки через восточное и западное направления СМП. Тариф на перевозку нефти по маршруту Мурманск – Шанхай определен в 57 долл./т. через западное направление и в 32 долл./т. через восточное направление СМП при доле ледокольной проводки в стоимости транспортировки 3% и 6% соответственно, – отмечают в Востокгосплане. – Тариф на перевозку СПГ по маршруту Мурманск – Шанхай: 114 долл./т. через западное направление и 80 долл./т. через восточное направление СМП при доле ледокольной проводки в стоимости транспортировки 2% и 3% соответственно».

Доля затрат на ледокольную проводку составит 0,2-0,88% от выручки грузоотправителей для разных сценариев формирования тарифа на услуги СМП. Аналитики организации подчеркивают: все созданные с помощью финансово-экономической модели сценарии грузопотока с учетом рисков показывают окупаемость бюджетных инвестиций в инфраструктуру и ледокольный флот СМП.