Как обеспечить опережающее хозяйственное развитие Арктики с учетом растепления ее территорий? Почему нужно менять подход к проектированию и строительству объектов в зоне вечной мерзлоты? Какие ведомства должны быть задействованы в мониторинге криолитозоны?

Ответам на эти и другие вопросы было посвящено выступление директора ФАНУ «Востокгосплан» Михаила Кузнецова на заседании Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Государственной Думы РФ.

«Две трети площади России занимает зона вечной мерзлоты. У нас находится 30% территории мировой криолитозоны», – подчеркнул Михаил Кузнецов.

По его словам, за последние 50 лет температура воздуха в Арктике выросла почти на 2°C. Это самый высокий темп изменения климата на планете. Складывается опасная ситуация для значительной части зданий и сооружений. В Арктической зоне РФ расположено множество капитальных строений. Рассчитанные на стабильные условия вечной мерзлоты, они могут подвергнуться риску разрушения из-за постепенного таяния льда в почве и связанных с этим просадок и деформаций.

«На 70% территории АЗРФ несущая способность грунтов к 2050 году снизится на 15% и более, – отметил директор Востокгосплана.  – Экономические последствия таяния вечной мерзлоты могут оказаться весьма серьезными: ученые предполагают, что потенциальный ущерб от деформации зданий и сооружений до 2050 года может составить до 10 трлн рублей. Под угрозой находятся и объекты инфраструктуры, включая трубопроводы, дороги и сооружения ТЭК. Кроме того, новые объекты, возводимые в том числе в рамках национальных проектов, требуют дополнительных мер по сохранности мерзлотных грунтов».

Напомним, летом прошлого года постановлением правительства страны запущен государственный фоновый мониторинг состояния многолетней мерзлоты.

Между тем эксперты считают, что системное решение проблем, связанных с растеплением криолитозоны, должно включать также:

• нормативное регулирование на федеральном уровне и приведение регионального законодательства к единым стандартам,

• установление комплексного мониторинга мерзлоты для планирования и оперативного реагирования.

В первую очередь, речь идет о разработке законопроекта «О многолетней (вечной) мерзлоте».

«Он должен сформировать правовые основы для безопасного и эффективного осуществления хозяйственной и иной деятельности в зоне многолетней мерзлоты», – сказал руководитель Востокгосплана.

Для обеспечения активного развития Арктики необходимы фоновый мониторинг состояния многолетней мерзлоты (как контроля воздействующих на нее ненарушенных природных компонентов), геотехнический мониторинг зданий и сооружений (как контроля комплекса природных и техногенных факторов, влияющих на надежность инженерной инфраструктуры), установление особых правил ведения хозяйственной деятельности, введение мер по охране и стабилизации мерзлоты, включая научные исследования и инновационные разработки.

В процессы взаимодействия в общей системе мониторинга вечной мерзлоты должны быть включены самые разные министерства и ведомства. Предполагается, что новый закон определит следующие задачи органов власти:

Для Минстроя России

• нормативное обеспечение строительства и эксплуатации на мерзлоте,

• формирование системы надзора и оперативного мониторинга за состоянием зданий и сооружений и влиянием строительства на мерзлотные грунты.

Для Минприроды России

• полигонный мониторинг состояния вечной мерзлоты,

• долгосрочное прогнозирование изменений с детализацией, для выработки подходов в интересах развития городов и отдельных сооружений,

• оценка влияния глобальных климатических процессов на изменение границ вечной мерзлоты.

Для Минэнерго России и Ростехнадзора

• нормативное обеспечение строительства, эксплуатации, вывода из эксплуатации, рекультивации, надзора объектов энергетики, добычи энергоносителей, трубопроводного транспорта и инфраструктуры месторождений на территориях многолетней мерзлоты,

• создание системы мониторинга за поднадзорными объектами и предоставление оперативной, среднесрочной, долгосрочной, аналитической и прогнозной информации в единую систему государственного мониторинга вечной мерзлоты.

Для Минтранса России

• формирование системы мониторинга поднадзорных объектов в районах вечной мерзлоты, в том числе железныхи автомобильных дорог, мостовых переходов, наземной инфраструктуры воздушного и морского транспорта,

• передача информации в единый центр государственного мониторинга вечной мерзлоты.

Документ должен сформировать основные принципы государственного управления в сфере вечной мерзлоты, полномочия законодательной и исполнительной власти всех уровней, определить порядок обращения с данными о состоянии криолитозоны, мероприятия по ее охране, аспекты общественного контроля и многое другое.

«Все это позволит обеспечить единый межрегиональный и межведомственный подход к оценке состояния мерзлотных грунтов и подготовку обоснованных управленческих решений по минимизации рисков и негативных последствий, связанных с изменением климата и таянием вечной мерзлоты», – подытожил Михаил Кузнецов.