Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Системное моделирование в экономике, финансах и управлении» проходит в эти дни в Москве. Организатор мероприятия – Финансовый университет при правительстве Российской Федерации. С докладом о принципах системного управления устойчивым развитием Дальнего Востока и Арктики на конференции выступил директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.

По словам Михаила Кузнецова, сегодня в мире проблемы устойчивого развития достаточно хорошо изучены, разработаны 17 целей устойчивого развития (ЦУР) ООН как «план достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех». Однако прогресс в достижении этих целей недостаточен из-за их слабой интеграции в систему управления в большинстве государств и регионов.
Между тем международный опыт показывает, что государственная политика, построенная на принципах устойчивого развития, может обеспечивать долгосрочный рост благосостояния регионов и способствовать более сбалансированному территориальному развитию. В России существуют несколько методик/рейтингов, в соответствии с которыми проводится оценка устойчивого регионального развития. В их числе, например, учитывающая 51 показатель система комплексных индексов ИНП РАН, оценка рисков по ESG-рейтингу, рейтинг состояния инвестклимата регионов АСИ, РИА-рейтинги и так далее. Все эти инструменты имеют как преимущества, так и ограничения, и ни один не может считаться универсальным.


В своем выступлении Михаил Кузнецов представил авторскую концепцию устойчивого территориального развития – ENSGC. Она позволяет проводить комплексную оценку, прогнозирование и балансировку показателей устойчивого развития региона.
«Устойчивое территориальное развитие в соответствии с этой концепцией – это подход к развитию территории, направленный на достижение долгосрочного роста ее совокупного благосостояния (измеряемого ростом человеческого, природного и созданного капитала) за счет устойчивого экономического роста, социального благополучия и сохранения природного потенциала в долгосрочной перспективе, учитывая потребности и интересы как нынешнего, так и будущих поколений», – отметил эксперт.
В качестве ключевого индикатора автором разработан сводный индекс устойчивого роста благосостояния – SWDI. Его рост является интегральным критерием оценки качества управления. При этом Михаил Кузнецов предлагает использовать расширенное «правило Хартвика».


«Оно будет звучать так: рента от добычи невозобновляемых природных ресурсов должна реинвестироваться в развитие инфраструктурного, человеческого и природного капиталов, а также в диверсификацию экономики через создание сбалансированного портфеля несырьевых активов с низкой корреляцией для компенсации снижения невозобновляемого природного капитала, повышения устойчивости экономики и долгосрочного сохранения уровня жизни», – продолжил директор Востокгосплана.
Для ряда регионов Сибири и Дальнего Востока характерны высокая зависимость от добывающего сектора и отток населения. Поэтому, по словам директора Востокгосплана, целесообразно учитывать принципы устойчивого развития на этапе стратегического планирования при подготовке стратегий социально-экономического развития регионов.
Действенным инструментом при этом может служить логическая модель стратегического планирования социально-экономического развития региона. Михаил Кузнецов отдельно остановился на авторской модификации модели динамического общего равновесия (CGE) — «Регион-прогноз: устойчивое развитие», ориентированной на сценарное прогнозирование социально-экономической динамики региона с учетом целей устойчивого развития ООН и оценки совокупного регионального благосостояния.


В отличие от традиционных макроэкономических и межотраслевых CGE-моделей, которые фокусируются на валовых экономических показателях при допущении полной занятости, предложенная модель включает целевую функцию устойчивого роста, основанную на воспроизводстве и взаимодействии человеческого, созданного, природного и институционального капиталов.
Она учитывает особенности корпоративного, отраслевого и территориального планирования. Кроме того, предполагается использование вариативного (многосценарного) подхода, который предусматривает разработку нескольких альтернативных вариантов развития региона.
В качестве примера Михаил Кузнецов привел использование концепции устойчивого территориального развития при подготовке экспертами Востокгосплана предложений по актуализации арктической стратегии.
Развитие АЗРФ – важный фактор, создающий предпосылки для экономического роста в стране. Значение этой территории для России (и всего мира) трудно переоценить: Арктика –резервная кладовая ресурсов, стратегический транспортный маршрут, «хранитель климата». Здесь сосредоточено до 13% мировых неразведанных запасов нефти и до 30% неразведанных запасов природного газа, по российской части Северного Ледовитого океана проходит кратчайший, Северный морской путь (СМП) из Европы в Азию. При этом ограничениями для развития проектов арктической зоны могут стать существующие вызовы, в числе которых изменение климата, геополитические риски, глобальный энергопереход, изменения трендов на мировых рынках, дефицит трудовых ресурсов и др.

Ключевым документом, определяющим долгосрочные планы в регионе, является Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Завершение первого этапа Стратегии, корректировка реализации ключевых инвестпроектов, расширение повестки национальных целей, действие геополитических факторов, в том числе санкций, требуют актуализации документа.
По словам Михаила Кузнецова, обновленная стратегия будет определять будущее Арктики как ресурсной основы развития России с опорой на устойчивое развитие территории.
Ключевые приоритеты, учитываемые при актуализации стратегии:
- усиленное развитие СМП как международного транспортного коридора;
- рациональное развитие ресурсной базы;
- экологическая безопасность и адаптация к изменениям климата;
- реновация ключевых опорных населенных пунктов;
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.
Северный морской путь приобретает все большее значение. Для реализации крупнейших российских инвестиционных проектов в Арктике, а также развития конкурентоспособного международного транзитного коридора необходимо создание арктического грузового флота, усиление ледокольной группировки, ускоренное развитие сопутствующей транспортной инфраструктуры. Финансирование, предусмотренное планом развития СМП до 2035 года, – 1,79 трлн рублей.
В документе предполагается новый раздел, содержащий сценарии социально-экономического развития Арктической зоны (консервативный, целевой, инновационный), в соответствии с которыми определяется вектор экономики на будущий период.
Как детализировал Михаил Кузнецов, сегодня в «арктическом» портфеле – 706 крупнейших проектов на 24 553 млрд рублей. Из них 22 290 млрд – внебюджетные инвестиции.
«Прежде всего, это проекты в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, транспорта, логистики, энергетики, а также всего, что связано с социальной инфраструктурой. Поэтому для их реализации необходимо и опережающее развитие арктических городов», – отметил директор Востокгосплана.

Специалисты Восточного центра государственного планирования принимали участие в разработке мастер-планов опорных населенных пунктов Арктики. Их реализация позволит обеспечить рост доходов и качества жизни жителей Севера. По результатам опросов жителей были выделены основные волнующие их темы: состояние здравоохранения (такой пункт отметили 57% респондентов), инфраструктуры (43%), дорог (39%), экологии (31%), доступность и состояние жилья (36%), благоустройство общественных пространств (28%), возможности для спорта, досуга, развития культуры (25%).
В разработанных мастер-планах предусмотрена реализация 160 инвестпроектов, создание 57 тыс. рабочих мест, прирост валового городского продукта на 59%, а индекса качества городской среды – на 30%.
Концепция устойчивого территориального развития позволяет определить видение будущего для макрорегиона и на более отдаленную перспективу до 2050 года. По словам Михаила Кузнецова, к этому времени Арктическая зона Российской Федерации должна представлять собой динамично развивающийся макрорегион с устойчивой демографией, современной добывающей и перерабатывающей промышленностью, высоким качеством жизни и комплексной системой экологической и национальной безопасности.