Зарубежный бизнес проявляет интерес к сотрудничеству с Россией, однако сдерживает развитие деловых отношений риск вторичных санкций, которые могут применить к таким компаниям. Снять этот риск позволит международная территория опережающего развития.
Международная территория опережающего развития (МТОР) – новый преференциальный режим, законопроект о котором сейчас тщательно прорабатывают в Госдуме (декабре 2023 года Правительство внесло в Госдуму два законопроекта – основной, о создании МТОР, и сопутствующие поправки к Налоговому кодексу).
По словам зампредседателя правительства РФ, полномочного представителя президента России в ДФО Юрия Трутнева, «идет дискуссия по каждому пункту, по каждой возможной предложенной преференции».
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что площадь МТОР не может превышать более 20 кв. км, а располагаться на ней могут около 10–20 промышленных предприятий.
Работа международной ТОР нацелена в первую очередь на укрепление российского технологического суверенитета. В этой связи фокусироваться новый преференциальный режим будет на развитии высокотехнологичных направлений: космос, электроника и микроэлектроника, автомобилестроение, металловедение и другие.
Законопроект о создании МТОР предусматривает, что статус резидента будет предоставляться инвесторам, планирующим создать на территории Дальневосточного федерального округа производство по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью. Все компании, которые станут работать на этой территории, будут зарегистрированы в РФ и будут являться российскими. При этом планируется к 2039 году привлечь в проекты МТОР 30 млрд рублей инвестиций, в том числе иностранный капитал.
Обеспечить защиту иностранных инвесторов, которые примут решение стать резидентами международной территории опережающего развития, должен механизм закрытого реестра резидентов, предполагающий неразглашение данных о собственниках компаний, работающих на территории.
Международный опыт показывает, что многие страны используют механизмы конфиденциальности для привлечения иностранных инвестиций. Например, в некоторых юрисдикциях Карибского бассейна существуют специальные экономические зоны с закрытыми реестрами для защиты интересов инвесторов. Интересен опыт Сингапура и Гонконга, где инициативы по защите данных и конфиденциальности инвесторов способствовали притоку иностранных капиталовложений.
Ключевыми отличиями международной ТОР от действующих преференциальных режимов, является возможность ее создания на основе международного договора, а также участие иностранных инвесторов в работе управляющей компании ТОР.
По словам первого заместителя министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомеда Гусейнова, «налоговые преференции и инфраструктурная поддержка будут аналогичны действующим ТОР, за исключением налога на прибыль – нулевая ставка будет продлена с 5 до 10 лет. Основные требования к резидентам – проекты от 500 миллионов рублей, обязательная регистрация на территории и выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью».
Создание нового преференциального режима должно упростить перемещение товаров и рабочей силы между дружественными странами, позволит проводить расчеты в национальных валютах.
Ожидается, что первая МТОР стартует уже в будущем году. Интерес к сотрудничеству в рамках нового преференциального режима уже выразили Белоруссия, Казахстан, Монголия, Китай, Индия и Вьетнам.
С российской стороны пилотными регионами могут стать Приморский край (площадка «Западная»), Амурская область (площадка «Ровная»), ЕАО (площадка «Нижнеленинское») и Хабаровский край (остров Большой Уссурийский).
Так, например, в Приморском крае с участием Республики Беларусь в рамках режима международной ТОР планируется построить современный глубоководный порт.
По теме читайте:
Известия: «С МТОРа выдачи нет: закрытый реестр соинвесторов спрячет бизнес от вторичных санкций»