7 сентября директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов выступил на сессии «Сценарии применения и развития беспилотных технологий в регионах» Международного форума беспилотных аппаратов всех сред «Крылья Сахалина».

Участники сессии обсудили условия формирования новой отрасли и возможные сценарии применения беспилотнников для решения промышленных, логистических, социальных и других задач в разных средах – на море, в воздухе, на земле.
Напомним, что 1 января 2024 года в России запущен новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС)». Главная его цель – обеспечить технологическую независимость России и сформировать к 2030-2035 гг новую высокотехнологичную отрасль экономики.
«С 2024 года реализуется нацпроект для поддержки разработчиков и производителей беспилотников. Но самое сложное не выделить субсидию, а наладить взаимодействие производителя и заказчика. Заказчик не всегда понимает, что ему это выгодно, основная преграда в головах людей, которые привыкли что-то делать стандартным способом. Нашим компаниям-производителям беспилотников приходится постоянно разрушать стереотипы. Поэтому организационные инструменты интеграции сейчас ключевые», – поделился Алексей Сердюк — начальник Управления беспилотных систем и робототехники Минпромторга РФ.
Министерство промышленности и торговли РФ отвечает за выполнение нового национального проекта, но для его реализации усилия объединили сразу несколько министерств.

«Сценарии применения беспилотников должны «сшивать» все наши нацпроекты. Государственный гражданский заказ – новая сущность, которая запустит отрасль беспилотников, но в будущем она должна встать на рыночные рельсы», – подчеркнул начальник Управления беспилотных систем и робототехники Минпромторга РФ.

Для формирования новой отрасли Минпромторг РФ организовал проектный офис – АНО «Федеральный центр беспилотных авиационных систем», который занимается сбором и анализом информации о разработчиках БАС, возможных направлениях применения беспилотников в различных сферах экономики и социальной сферы, а также выявляет барьеры развития новой отрасли, оценивает необходимый объем инвестиций и потенциальные эффекты от внедрения беспилотников.
«В данный момент Федеральный центр БАС разрабатывает финансово-экономическую модель всей отрасли беспилотников. Цель разработать 40 сценариев применения БАС. Очень важно внедрение сценариев на уровне регионов. Сахалин дал более 60 сценариев в нашу Библиотеку сценариев. И каждый из них мы вместе с Федеральным центром БАС прорабатываем и находим экономику. Сейчас готовы 24 сценария, все они доступны в государственной информационной системе промышленности (ГИСП). И мы уже видим, какие значительные позитивные эффекты даст внедрение БАС», – пояснил Алексей Сердюк.

Все действующие нацпроекты технологического лидерства опираются на существующие отрасли, в случае с беспилотниками с нуля создается новая. Для решения такой задачи важно объединить усилия экспертов, ученых, разработчиков, представителей транспортно-логистических, промышленных компаний, социальной сферы.
«Федеральный центр БАС – это институт развития отрасли. Мы создаем отрасль, получаем первую статистику из многочисленных исследований и опросов экспертов, по крупицам собираем экономику. Мы также разрабатываем рекомендации для регионов по формированию условий для развития отрасли, чтобы беспилотные технологии быстрее внедрялись и давали экономические эффекты», – пояснил заместитель генерального директора АНО «Федеральный центр беспилотных авиационных систем» Александр Голяшев.
Для развития отрасли необходимо не только поддерживать разработчиков беспилотников и стимулировать спрос. Важно создавать федеральную инфраструктуру и нормативную базу.
«Сейчас на рынке много разработчиков беспилотников. Каждый создает свои протоколы и стандарты. Нередко разработчики используют открытые модели искусственного интеллекта, даже не подозревая, что они инфицированы. Разработчики сами приписывают своим изделиям различные характеристики, и эти оценки никто не перепроверяет. В результате, на рынке вроде много разработок беспилотников, но заказчик не может выбрать подходящий аппарат, потому что не уверен, справится ли именно этот дрон с его конкретной задачей. Характеристики и виды решаемых задач беспилотника должны быть подтверждены путем натурных испытаний на полигоне. Полигон должен стать независимым сервисом для заказчика, регуляторов, разработчика и одновременно образовательной базой», – пояснил генеральный директор ООО «Альвекс» Дмитрий Черниченко.

По мнению экспертов, на Дальнем Востоке перспективным направлением является доставка грузов беспилотниками, поскольку перевозка не очень крупных грузов на удаленные территории авиакомпаниям коммерчески не интересна, а мультимодальные перевозки не всегда возможны и в целом обходятся отправителю груза дороже. Однако для запуска направления необходимо еще многое сделать.
«Сервисам по беспилотной доставке грузов необходимо сформировать четкое торговое предложение – какие грузы на какое расстояние в каике сроки и по какой цене они готовы доставлять. Необходимо на уровне федерального законодательства регламентировать регулярные перевозки грузов беспилотниками. Кок только мы начнем решать задачи для потребителей, так сразу появятся деньги для развития отрасли», – отметил член комиссии Общественной палаты России Константин Ярошенко .
В рамках программы Муравьев-Амурский, готовящей кадры для государственной службы на Дальнем Востоке, сформирована группа, занимающаяся проектом развития БАС. О работе группы рассказал директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов, являющийся одним из ее инициаторов и наставником входящих в группу курсантов.
«Наша задача от разовых испытаний перейти к системному бизнесу и к созданию Дальневосточной беспилотной авиакомпании. На первом этапе мы изучили международный опыт. За рубежом уже есть успешные бизнес-кейсы сервисов по доставке грузов дронами. Среднегодовой темп рота этого рынка за рубежом более 20%. Сейчас мы нашей группой изучаем отраслевые потребности в беспилотниках на Дальнем Востоке – от агросектора и энергетики до добычи полезных ископаемых и туризма. Мы сотрудничаем с Федеральным центром БАС – считаем устойчивые бизнес-модели, то есть при каких условиях заказа, регуляторной базе бизнесы будут устойчиво развиваться, а также разрабатываем меры поддержки, которые обязательно включим в разрабатываемую сейчас Стратегию развития Дальнего Востока», – рассказал директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.
По мнению спикера, на Дальнем Востоке внедрение беспилотников сдерживают следующие факторы:
- Отсутствие массового спроса и системной интеграции: разрозненные пилоты, а не массовые закупки; отсутствуют отработанные ТЗ, нормы, KPI. Региональные бюджеты не включают расходы на БПЛА как стандартную статью.
- Техно-пессимизм и недостаток «беспилотной грамотности», сопротивление изменениям, дефицит образования
- Отсутствие индустриальных стандартов и цифровой платформы управления (форматы данных; протоколы безопасности; стандарты оценки эффективности)
- Неочевидность экономики внедрения: многие решения пока не масштабированы и потому дороги; отсутствует механизм экономического возврата с внедрения: нет субсидий, нет включения в агрострахование или тарифы на ЖКХ, не хватает механизмов финансирования пилотных проектов — особенно для малого и среднего бизнеса.
В ходе обсуждения, эксперты обозначили целый ряд необходимых элементов для создания отрасли.
Национальная система регистрации дронов – должна обеспечить безопасность населения и гражданских объектов – мы точно должны знать, какой аппарат и для выполнения какой задачи находится в небе, в море или перемещается по улице города.
Единые протоколы, стандарты и безопасное ПО – наиболее эффективно робот работает не сам по себе, а когда есть межкомплексное межсредовое взаимодействие. Роботы должны без барьеров взаимодействовать друг с другом, а используемое разработчиками ПО должно проходить независимую оценку на предмет безопасности. Важно от пространственного деления рабочих сред (воздух/земля/море) перейти к сквозным функциям.
Сеть дронопортов по всей стране – дронопорты важно создавать вблизи транспортно-логистических хабов (аэропортов, морских портов, перевалочных пунктов и т.п.)
Страхование грузов – необходимо разработать нормативно – правовую базу, обеспечивающую защиту интересов участников рынка, на котором используются беспилотники. Например, если дрон попал в аварию, кто отвечает за сохранность груза, разработчик аппарата или его эксплуатант?
Система подготовки кадров – предоставять сервисы с применением беспилотников должны квалифицированные, прошедшие специальную подготовку операторы.
Классификация беспилотников по ключевым характеристикам и решаемым задачам – в паспорте дрона должны быть указаны не только его технические характеристики (грузоподъемность, дальность перемещения, автономность и др.), но и типовые задачи, для выполнения которых беспилотник предназначен.
Стандарты технического обслуживания, топливный стандарт и ремонтная база – при промышленной эксплуатациипотребуется регулярно проводить техническое обслуживание и ремонт дронов.
Система полигонов для проведения натурных и полунатруных испытаний беспилотников – натурные испытания дронов на полигоне должны стать обязательной последней стадией перед запуском аппаратов в эксплуатацию, на которой дрон должен получать оценку комиссии независимых квалифицированных экспертов.
Меры государственной поддержки – создание центра компетенций, налоговые стимулы, и при этом поддержка должна быть не только для разработчиков дронов, необходимо поддерживать конечный продукт – сервис, инфраструктуру.