Биробиджан – особенный. Колоритный, интеллигентный, ироничный и доброжелательный. Столица Еврейской автономной области – самого маленького региона на Дальнем Востоке – лишена столичного лоска, зато обаяния у нее хватит, наверное, и на несколько городов. Сегодня наш рассказ – и о творчестве, и об экономике, и о людях, живущих здесь и очень любящих свою землю.

Композиция “Переселенцы” – одна из визитных карточек Биробиджана

Точка притяжения

«Производства позакрывались, молодежь уезжает в Хабаровск или другие города, – с досадой бросает таксист. – В советское время наша область столько всего производила… Знаете, наверное, здесь был «Дальсельмаш», единственный на Дальнем Востоке завод, который выпускал самоходные комбайны на гусеничном ходу?».

Да, сейчас «Дальсельмаша» уже нет. Обанкротили в начале 2000-х. Рассказывают, кстати, что какие-то комбайны производства этого завода до сих пор еще работают на полях области – на совесть были сделаны.

В отношении некоторых других производств таксист несправедлив: они сильно «сжались», но держатся изо всех сил. Так, Биробиджанская обувная фабрика в советское время располагала мощностями до 3,5 миллиона пар в год, сейчас они не достигают 100 тысяч, но ботинки и сапоги под маркой «Росток» очень любят дальневосточники. Говорят, невероятно удобные: на предприятии свой колодочный цех (единственный в ДФО, между прочим!), а мех, овчину и кожу закупают в регионах по всей России – самые лучшие, самые качественные.

Не менее знаменита Биробиджанская чулочно-трикотажная фабрика, куда нас и везет пессимистично настроенный таксист. Из дальневосточников среднего и старшего возраста мало найдется таких, кто не носил изделия этого производителя – уж в детстве-то в этих носках, колготах, майках и сарафанчиках щеголяли, наверное, все. К 1990 году здесь выпускали более 36 миллионов пар чулочных изделий и свыше 12 миллионов штук трикотажных. В перестроечные годы объемы сильно упали: с дешевой, хоть и не всегда качественной продукцией из Поднебесной фабрика конкурировать была не в состоянии. Но выживала как могла, содержала производственные корпуса, оплачивала огромные счета за отопление (одна из самых серьезных статей расходов зимой), обновляла ассортимент. Из четырех корпусов фабрики один продан. Осталось три, это 30 тысяч квадратных метров, 25% занимает собственно производство. Футболки, нижнее белье, носки продаются, и даже весьма успешно, в магазинах нескольких городов Дальнего Востока. Продавцы в биробиджанских точках с гордостью рассказывают о постоянных покупателях и приезжих, восторгающихся высоким качеством и низкими ценами.

«До недавнего времени на фабрике работали 3000 человек. Сейчас около 100. Костяк – люди пенсионного возраста. Но начали подтягиваться и молодые, они энергичные, творческие. Сегодня наша задача – подружить опыт и компетенции первых с креативом вторых», – рассказывает управляющий предприятием Максим Сатункин.

Новая команда «загорелась» новыми проектами. Обратили внимание на арендаторов фабричных площадей.

«Так получилось, что среди этих арендаторов много творческих людей. Помещения снимают владельцы фотостудий, музыкальные коллективы, дизайнеры, рекламщики и так далее. И мы начали замечать, что часто обращаемся к нашим арендаторам за услугами в их профессиональной сфере. Так появилась идея творческого кластера, площадки для создания продукта, бренда, – продолжает Сатункин. – Можно назвать его зонтичным, потому что под ним формируется много разных маленьких брендов».

Зонтичный бренд получил наименование «Сигнальная». Под него выделена линия верхней одежды, запускается производство мерча. В 2022 году вышли первые коллекции «Нефть» и «Примат», их представили на Восточном экономическом форуме, следующей стала «Вишенка».

 А неделю назад творческая команда презентовала новую коллекцию – «Озаряй». Вначале в рамках Международного форума индустрии красоты, моды и гостеприимства в ЕАО, а несколько дней спустя – в Якутске на форуме креативных индустрий.

Источник фото – мэрия Биробиджана

И это, кстати, не только одежда, но и головные уборы, аксессуары, сувениры, даже свечи.

«Мы объединили большое количество людей, которые демонстрируют в коллекции, чем богата наша область, показывают, какие классные творческие люди у нас живут. И это действительно работает по принципу кластера, когда несколько предприятий выстраивают между собой связи», – объясняет управляющий.

Не нужно далеко идти, чтобы разработать принты, нанести их на ткань, отснять коллекцию, продумать рекламу – креативщики, которые могут все сделать, рядом, в этом или соседнем корпусе. Нужны танцевальные коллективы для презентации или диджей – да вот же они, снимают помещения тут же.

«Мы позиционируем «Сигнальную» как яркий, молодежный, креативный кластер, – говорит Максим Сатункин. – Нам интересно не просто произвести коллекцию одежды, но сделать, чтобы эта коллекция стала точкой притяжения для творческих людей. Чтобы мы не только выпускали продукт, но и открывали возможности для других производителей».

Реализацию планируют в онлайн-рознице, небольших магазинах. Сатункин не скрывает: на первом этапе основная целевая аудитория это гости, туристы, которые получают возможность купить подарок из региона.

«Создавайте инфраструктуру вокруг себя»

Если Максим Сатункин – биробиджанец «изначальный», то Александр Романов как раз из тех, кто ломает стереотип «миграции со знаком минус». Он приезжий – раз. Он масштабирует бизнес из Биробиджана в другие регионы, а не наоборот – два.

И еще он прославился несколько лет назад тем, что начал эксперимент по выращиванию кофе в своих кофейнях.

Кроме кофеен (именно с брендом «Кофейня 13» Александр начал «экспансию» в города Дальнего Востока), у биробиджанского предпринимателя еще несколько направлений бизнеса, включая туристическое. Вдобавок он руководитель «Федерации Тайского Бокса ЕАО», основатель благотворительного фонда «Территория Комфорта ЕАО».

Родился и вырос в городке Бикин Хабаровского края. В Биробиджан приехал к другу, город понравился, остался. Прирожденный предприниматель, он полон энергии и идей. Причем, реализованных идей.

«Как-то ехал в машине по городу, увидел хорошее пустующее помещение. Думаю, что там можно открыть? Рядом институт, детский сад, школа. Надо создать компьютерный клуб. Если компьютерный клуб, значит, должен быть какой-то чай, кофе. Если кофе, то хороший. А если хороший кофе, то кофейня. Так открылась первая «Кофейня 13», – продолжает бизнесмен.

Почему «13»? Два сына родились в пятницу 13-го (дочка, правда, не последовала их примеру). Цифра 13 присутствует в жизни постоянно: если летит в самолете, то попадается 13-е место. Едет в поезде – 13-й вагон. Захотелось доказать, что 13 – неплохое число. Подтянули для бренда кофейни еще и образ черного кота, создав «общество защиты черных котиков от суеверных людей».

Открылись 1 февраля 2020 года. А через полтора месяца входит в силу коронавирус. Еще через полтора месяца Романов запускает вторую кофейню.

«Мы же понимали, что эпидемия закончится когда-то, и работали на опережение, – говорит он. – Сегодня у нас несколько кофеен в Биробиджане, недавно открылись в Хабаровске, планируем выход в другие города».

Александр Романов

Про знаменитую историю с выращиванием кофе рассказывает с улыбкой. Купили несколько деревьев для украшения кофеен, попробовали собрать ягоды, получить зерна, обжарить, смолоть. Оказалось – вкусно! Приобрели еще деревья. Конечно, о плантации речи не идет, не климат у нас для этого растения, но приличное количество экземпляров в кофейнях стоит. Высажены и на участке за городом. История, конечно, скорее имиджевая: урожай не превышает 3-4 килограммов в год и в основном расходится на подарки.

«Как начинать бизнес? Когда вы заходите в новую квартиру, то находите место для дивана, для телевизора и так далее. Так же и здесь: оглядываетесь по сторонам, смотрите, что нужно создать, чтобы жить стало комфортнее, – говорит Романов. – Создавайте инфраструктуру вокруг себя. Я пью кофе – открываю кофейню. Я занимаюсь спортом – открываю фитнес-зал. Как-то с семьей увидели в деревенском доме баню с чаном на дровах. Вот бы себе такое! Но если поставить домик, за ним должен кто-то смотреть, мы же не можем там жить. Соответственно, надо нанять человека. Если нанять человека, ему нужно платить зарплату. Из чего? Нужна еще пара объектов, чтобы они его «кормили». Так родилась история нашего глэмпинга «Деревня Романовых». Взяли землю за городом, запустили туристический проект».

Речи про «все плохо, молодежь уезжает, бизнес здесь не пойдет» Александр категорически не приветствует. Он точно знает, что любое дело можно «вытянуть» и развить:

«Есть одно «но»: нельзя, невозможно делать бизнес в городе, который ты не любишь, тем более, который презираешь».

И, по его словам, предпринимателю в Еврейской автономии удобно: мало где есть такой идеальный баланс рабочей силы, цен, инфраструктуры, расстояний. 

«Здесь мой дом. Все, что мне нужно, здесь есть», – говорит он.

Скрипач на крыше

Биробиджан невелик по размерам, обойти-обежать весь центр можно чуть ли не за 15 минут. Но чтобы впитать в себя его настроение, нужно поговорить с ним.

Да, это – не город-галерея, скорее, город-собеседник. Его ироничные нотки звучат и голосе харизматичного Бориса Голубя, хранителя музея иудаики (первого в Сибири и на Дальнем Востоке России) при синагоге «Бейт-Менахем». Кстати, Борис Михайлович – краевед, почетный гражданин области, кандидат географических наук. И уж его экскурсию-лекцию вы точно не забудете никогда.

Борис Михайлович Голубь

Эта интонация слышится и в рассказе замечательного историка, старшего научного сотрудника краеведческого музея ЕАО Алексея Карманова о событиях и людях автономии. Зайдите в музей, не пожалейте пары часов на знакомство с регионом!

Вы уловите ее, гуляя по тенистым улицам. Приглядитесь к скульптурам. Большинство этих композиций в Биробиджане было создано художником Владиславом Цапом или по его проектам. В том числе знаменитые «Переселенцы» на привокзальной площади, памятники Шолом-Алейхему, воинам-участникам локальных войн и конфликтов, пограничникам-защитникам Амурских рубежей.

Почетный гражданин области, литератор, член Союза художников России, почетный член Российской академии художеств, художественный редактор газеты «Биробиджанер штерн» Владислав Абрамович Цап – личность уникальная, из тех, кого можно назвать душой этой территории, ее достоянием. Художник, автор 50 с лишним персональных выставок. Проиллюстрировал несколько десятков книг. Особенно любимы его иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема. А без особенных «цаповских» картин из еврейской жизни немыслимы сегодня ни Биробиджан, ни Еврейская автономия. Сам он называет этот стиль «иронический полупримитивизм». Они узнаваемы, эти образы – чуть странные, даже гротескные и – на удивление привлекательные. В каждом – доля грусти и доля юмора.

Владислав Абрамович Цап

«Меня спрашивают, мол, а почему на ваших работах у людей часто глаза как бы прикрыты? Дело в том, что, когда зрачки рисуешь, какая-то индивидуальность получается. А у меня это обобщенные образы. Например, когда я Шолом-Алейхема иллюстрировал, я рисовал героям глаза, потому что это конкретные люди», – говорит художник.

Среди самых популярных сюжетов – танцующие или летящие люди, скрипачи.

«Почему-то скрипач всем понравился с первой картины, и я сделал много вариантов. На крыше, с кошками, с девушкой…», – объясняет Владислав Абрамович.

Образы, созданные Цапом, в изобилии представлены на сувенирах, которые с удовольствием раскупают туристы. Его картины висят в квартирах, кафе, кабинетах чиновников. Это элемент культурного кода региона.

«Биробиджан – небольшой, но уютный город, на первый взгляд он похож на другие региональные столицы, – говорит руководитель по стратегическим коммуникациям и развитию кадрового потенциала ФАНУ «Востокгосплан» Елена Абрамова. – Но только на первый! Названия остановок и улиц на идише и на русском, синагога с ухоженным внутренним двориком, скульптуры музыкантов – дух древней культуры, привезенный еврейскими переселенцами, продолжает витать, кажется, даже в кронах деревьев. Почувствовать это может каждый, но выразить душу народа способен только настоящий художник. Моменты неподдельной человеческой жизни с ее колоритом для нас, спешащих и не всегда замечающих такие простые, но очень важные оттенки бытия, в свои картины перенес Владислав Цап. «Как Вы находите сюжеты?» – спросили мы художника. У него очень простой ответ: «Я их не ищу, я просто рисую!». Не каждый одарен таким чутким внутренним зрением, но благодаря дару художника и мы можем увидеть и воспринять неповторимые дух, культуру, колорит жизни небольшого города Биробиджана».