Музейной столицей России на несколько дней стал Хабаровск. С 8 апреля здесь проходят мероприятия, приуроченные к 130-летию краевого музея имени Н.И. Гродекова.
Ковчег культур
Начало празднованию положила всероссийская акция «Музейные дни на Амуре» – для обмена опытом собрались музейщики от Калининграда до Чукотки. Для них провели образовательные семинары, а в вузах города прошли публичные выступления директоров ведущих музеев России.
На расширенном заседании Президиума Союза музеев России более 120 руководителей и сотрудников музеев со всей страны обсудили проблемы и перспективы развития отрасли в 21 веке. А главным событием деловой программы стала стратегическая сессия, в которой приняли участие представители 40 музеев из субъектов ДФО и центральных регионов России.
«Мастер-планами развития 25 городов, реализация которых началась на Дальнем Востоке, предусмотрено создание новых музеев. Все музейные проекты имеют огромное значение как для культуры, так и для экономики. Музеи создают и сохраняют память, генерируют туристический поток. История освоения и развития Дальнего Востока должна вызывать чувство гордости у каждого россиянина. Дальневосточные музеи наполнены историческими смыслами и темами приграничного сотрудничества. Поэтому очень важно усилить музейное направление, объединяющее в себе культурную, экономическую и геополитическую составляющую. В ходе сегодняшней сессии была сформулирована миссия, которую, я уверен, должен нести каждый музей Дальнего Востока – создавать и транслировать образ России как ковчега культур», — подчеркнул министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Одно из важных предложений, прозвучавших на стратегической сессии, касалось субсидирования транспортировки коллекций различных музеев в регионы Дальнего Востока.
«Возможность привозить коллекции с запада на восток и в обратном направлении для того, чтобы жители Москвы, Санкт-Петербурга, Поволжья, Сибири, Кавказа, всех регионов России, наших новых территорий обязательно знакомились с теми сокровищами, которые есть в дальневосточных музеях, – это важная задача. И для этого мы будем направлять федеральные средства, в том числе в виде субсидий», – сказал Алексей Чекунков.
Не просто экспозиция
В наши дни музеи – гораздо больше, нежели просто средоточие экспонатов. Они становятся элементом креативной экономики – живым, ярким, «продающим». Хрестоматийный случай – оживление подмосковной Коломны. Именно музеи, «зацепившие» историю изготовления пастилы, выступили драйверами развития производства на этой территории.
Менее масштабных примеров вплетения музейных нитей в экономическую ткань города или региона – великое множество, в том числе и на Дальнем Востоке. Это и вывод образов из этнографических коллекций в создание сувенирно-культурного контента (от открыток и украшений до событийных фестивалей и даже форумов), и формирование туристического продукта (каким стали, скажем, знаменитые экскурсии по Владивостоку Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева).
«Музеи – это хранители прошлого, ключи от культурных кодов территорий, в них нашло отражение наследие живших ранее и проживающих в настоящее время народов, – говорит руководитель направления «Качество жизни и демографический потенциал» ФАНУ «Востокгосплан» Елена Ли. – Это кладовая знаний нашего общества о себе, место, где интенсивно соединяются древность, и современные технологии».
Как подчеркивают эксперты Востокгосплана, проводящие масштабное исследование сферы арт-индустрий в ДФО, такое соединение традиционных и технологичных образов сегодня становится особенно актуальным.
Примером может служить выставка Prяtki, созданная хабаровским архитектором и дизайнером Григорием Горковенко в Дальневосточном художественном музее. В зале музея вырос странный, ни на что не похожий мистический лес, в котором спрятались арт-объекты из коллекции художника. Каждый надо было отыскать и с помощью QR-кода отметить на карте, чтобы в итоге получить приз. И такое сочетание концептуального искусства с игрой-путешествием весьма отличалось от привычных музейных экспозиций. После квеста зрители могли приобрести мерч от Григория Горковенко – и все эти сувениры, майки, предметы декора воспринимались уже не просто товаром, а изделиями, связывающими с миром искусства.
Конечно, Григорий Горковенко – художник с мировым именем, трехкратный победитель RED DOT AWARD, призер A DESIGN AWARD и обладатель множества других международных премий, автор проекта «Броско Молл» в Хабаровске и создатель матрешки «SHURA».
Но музей может стать выставочной площадкой и для других хороших, но менее известных дизайнеров, художников, скульпторов, сведя воедино векторы культуры и экономики и предоставив возможности для развития бизнеса. Презентовать произведение в музее – означает обрести своего рода академическую поддержку.
Раздвинуть рамки
Сахалинская область – тот самый регион, где музеи стали арт-площадкой и заодно взяли на себя продвиженческие функции. Здесь художникам помогают найти покупателей на их продукцию, а умных потребителей искусства воспитывают с детства.
Недавно на Сахалине открыли арт-галерею «Художественная фабрика» с просторными мастерскими, учебными кабинетами, реставрационной лабораторией и уникальным хранилищем с климат-контролем. Сердцем новой площадки стала одна из крупнейших на острове экспозиций картин из фондов областных музеев и мастерских художников.
Евгения Фирсова – человек, без которого не было бы нового проекта.
«В этой истории я оказалась почти случайно, – рассказывает она. – Дело в том, что вообще-то я – директор музея книги Чехова «Остров Сахалин», но уже второй год являюсь одним из координаторов регионального стратегического проекта культуры «Художники Сахалинской области». Мы создали реестр сахалинских живописцев, с ним можно ознакомиться на сайте Сахалинского областного художественного музея. Это дает возможность связаться с любым автором и приобрести картину, которую вы увидите в его каталоге. То есть мы сделали реестр с выходом на каждого художника».
Кроме этого, при поддержке областного правительства удалось открыть новые арт-пространства: в самом крупном в городе торговом центре – «Город художников» и у площади Ленина – «РОСТ». Там разместились и мастерские художников, и галерея, где также можно выбрать произведение искусства и стать его обладателем.
На Сахалине уверены: художник пишет картину для того, чтобы ее купили. Здесь даже в аэропорту можно приобрести предмет живописи…
«Мы также начали в прошлом году проводить аукционы, на которых продаем картины, – уточняет Евгения Фирсова. – Все по-взрослому. В основном произведения покупает бизнес».
Какой интерес в этом для музея? Полотна он берет у авторов на реализацию, и с каждой продажи получает свой процент.
Какая выгода для бизнеса? Иногда приобретение произведений искусства – это хорошее вложение средств. Но чаще картины покупают на подарки партнерам.
Сейчас в регионе планируют развивать прикладное направление креативных индустрий – занять художников в создании сувенирной продукции, производстве багетов, открыток, красивых футболок и так далее. Более того, творцов обучили, как стать самозанятым, рассказали им о мерах господдержки.
«Мы нацеливаем их на создание собственного дела», – говорит Евгения Фирсова.
В островной области удачно сошлось несколько факторов: наличие хороших художников, заинтересованная в развитии арт-креатива региональная власть (и в том числе лично губернатор Валерий Лимаренко), вовлеченный во все эти процессы бизнес, растущий туристический поток и – объединяющая всех музейная площадка.
Между тем
Как подсчитали в ФАНУ «Востокгосплан», наибольшее количество музеев в ДФО находится в Республике Саха (Якутия) – 88 организаций. На втором месте с большим отрывом – Приморье (55 музеев), на третьем разместилась Бурятия (33). Дальше следуют Хабаровский (31 музей) и Забайкальский (30) края.
«Зато по наличию основных фондов музеев минкультуры еще в 2022 году вышел в лидеры, по данным Росстата, Хабаровский край – там сосредоточено 956 тыс. единиц, или 18% общего дальневосточного фонда, – отметили в ФАНУ «Востокгосплан». – Доля Приморья – 865 тыс., Якутии – 752 тыс. единиц. Общие цифры по ДФО – 5,2 млн».