Исследования ФАНУ «Востокгосплан» в сфере судостроения и судоремонта представили на конференции «Судостроение в Арктике: строительство и ремонт флота, кадры и компетенции». Мероприятие проходит в эти дни в Архангельске на площадке Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) им. М.В. Ломоносова. Впервые форум по судостроению в Арктике был проведен в Архангельске в 2018 году.

Источник фото: правительство Архангельской области

Использование мер господдержки для ответов на вызовы российского судостроения стало темой выступления на пленарной сессии конференции ведущего экономиста ФАНУ «Востокгосплан» Давида Игитханяна.

Он обозначил основные острые моменты в развитии отрасли. По словам эксперта, проблемы, сложившиеся исторически, были усугублены санкционным воздействием. Судостроение и судоремонт в Арктике к тому же осложнены необходимостью проведения ледовых испытаний, строительства усиленных корпусов, установки более мощных двигателей. Как следствие – весомые капитальные затраты, дорогая эксплуатация. К этому добавляется дефицит ремонтных мощностей.

Содействовать решению таких проблем призвана господдержка. В России она затрагивает в той или иной степени всех участников рынка – проектные, научные, конструкторские организации, производителей комплектующего оборудования, судостроительные и судоремонтные предприятия, судоходные и промысловые компании (заказчиков). Существуют как отраслевые меры, то есть направленные именно на содействие развитию судостроения и судоремонта, так и общие для промышленности. Например, к общим можно причислить механизмы, предлагаемые «Агентством по технологическому развитию» для производства комплектующих изделий, «Центром поддержки инжиниринга и инноваций» для доработки продукции технологических компаний, льготные займы «Фонда развития промышленности», а также преференциальные режимы.

Основная часть этих практик пользуется популярностью – например, льготный лизинг, льготное кредитование, утилизационный грант. В то же время некоторые инструменты по разным причинам остаются невостребованными, поэтому идет речь о разработке рекомендаций по повышению их эффективности.

В работе секции «Доковый голод. Решение проблем дефицита судоподъемных средств в Арктических регионах» приняла участие ведущий эксперт-аналитик ФАНУ «Востокгосплан» Екатерина Вакулюк.

Нехватка судоподъемных мощностей – одна из болевых точек судоремонтной отрасли на Севере. Для предприятий характерен и высокий уровень износа имеющихся мощностей, так, средний возраст плавдоков в Арктике – 51 год. Остро ощущается дефицит кадров.

«Что касается спроса на судоремонт на Севере, основная доля (91%) в его структуре – грузовые, промысловые суда и вспомогательный флот, и этот сегмент в будущем будет увеличиваться с развитием Северного морского пути», – подчеркнула эксперт.

Есть еще один нюанс: спрос из смежных бассейнов на судоремонтные мощности в портах Мурманска и Архангельска пока невысок. В отношении Дальневосточного бассейна это объясняется тем, что 95% его судов ограничены в движении по СМП в течение 7 месяцев в году.

В целом приоритетные сегодня направления господдержки судоремонта включают в себя прямые меры (компенсация капитальных затрат на строительство судоподьемных сооружений, субсидирование 2/3 ставки по кредитам, привлеченных на создание судоремонтных мощностей) и дополнительные (регламентация порядка проведения гражданского судоремонта, содействие развитию НИОКР, развитие кадрового обеспечения, ускорение таможенных и визовых процедур, строительство доков в Арктике).

Кроме того, для развития отрасли требуется создание программы развития судоремонта в Арктике.