Годовая доходность инвестиций в арт в мире на 2% превышает доходность вложений в традиционные активы фондового рынка – инвесторы готовы платить за смыслы. Этот факт надо учитывать при рассмотрении вклада креативных индустрий в экономику, считают аналитики ФАНУ «Востокгосплан».
Креативная экономика или креативные индустрии – явление особое: здесь монетизируются образы и ценности. На форуме креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке» в Хабаровске Восточный центр государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан») представил исследование «Арт-индустрии Дальнего Востока». Аналитики изучили международные тренды и провели интервью с дальневосточными креативщиками. В живом опросе участвовали 42 человека – арт-мастера, представители бизнеса, а также органов государственной власти.
Изюминка исследования: данные и выводы основаны на интервью с экспертами в мире искусства, мастерами – в том числе получившими мировое признание.
«Арт – емкое и глубокое слово. Именно художественное направление – концептуальная основа развития большинства креативных индустрий. Между тем вклад арт-индустрий в креативную экономику у нас пока недооценен. Например, Китай в прошлом году обеспечил 19 процентов объема продаж в стоимостном выражении на мировом арт-рынке Доля России — 0,04 процента», – объясняет директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.
«В сегодняшнем мире две вещи обеспечивают максимальную прибыль — это все, что имеет приставку IT, и все, что имеет приставку ART», – считает член Союза художников России, ювелир, автор нескольких запатентованных технологий Виктор Моисейкин.
И хотя некоторые сферы креативных индустрий, например, IT-бизнес, общество уже воспринимает как полноценные отрасли экономики, то живопись, графика, скульптура, фотоискусство и т.д. многим и сегодня кажутся категориями, далекими от прибыли. Тем не менее доходность арт-индустрии вне всяких сомнений.
По зарубежным исследованиям:
- Арт-рынок по многим параметрам сопоставим с традиционным фондовым рынком. Годовая доходность инвестиций в визуальные искусства оценена в мире в 2022 году в 14 %. Аналогичный показатель развития фондового рынка составил 12 %.
- Совокупный объем продаж на рынке искусств и антиквариата в 2023-м достиг 65 млрд долларов. Для сравнения: мировые кассовые сборы в сфере кино и телевидения в том же году — около 34 млрд долларов.
На Дальнем Востоке объем выручки в сфере арта в 2023 году составил 258 млн. рублей (+ 36 % с 2021-го). 93% приходится на регионы-лидеры: Республику Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края. В арт-индустриях зарегистрировано 1023 предприятий и организаций (на 14.05.2024), из них 916 – это индивидуальные предприниматели.
Несмотря на то, что арт-индустрия в округе и в России в целом пока только формируется, примеры успеха есть, и они говорят об огромном потенциале этой отрасли. Востокгосплан проанализировал опыт дальневосточных творцов, которые обрели мировую известность, сумели масштабировать свою деятельность. Так, среди участников исследования – архитектор, предметный и интерьер-дизайнер, создатель дизайнерской студии из Хабаровска Григорий Горковенко, художник, скульптор, книжный иллюстратор, заслуженный художник Бурятии Зорикто Доржиев и другие мастера.
Эксперты связывают перспективы развития арт-сферы на Дальнем Востоке с наличием талантливых креаторов и сильной академической художественной школой, с большим интересом к академической живописи со стороны Китая и высоким спросом на мировом рынке на этнические произведения искусства. Немаловажно, что в последнее время большое внимание уделяет развитию креативных индустрий государство (создание арт-площадок, расширение мер поддержки и пр.).
Исследование «Арт-индустрии Дальнего Востока 2024» позволило объединить ведущих экспертов в этой сфере, чтобы найти ответы на вопросы: «Что такое арт-индустрии сегодня в мире, России и на Дальнем Востоке? Чем отличается арт от арт-индустрии? Что мешает развитию? Что может помочь обеспечить рост и выход дальневосточных креаторов на российские и мировые рынки? Какие проблемы стоят на пути к получению максимальной прибыли, к трансформации арт-образов в арт-индустрию?»
В работе проанализированы факторы, мешающие становлению арт-индустрии в ДФО. Рассматриваются необходимые условия (налоговые, финансово-кредитные, административные) для развития этой сферы, участие государства в ее формировании, а также роль, которую может сыграть бизнес в создании и продвижении арт-продуктов. На основе исследования выделены рекомендации по поддержке отрасли.
Читать исследование Арт-индустрии Дальнего Востока