Глава кабмина Михаил Мишустин вручил премию Правительства России в области культуры за 2024 год хабаровскому художнику Владимиру Хрустову за серию живописных произведений «Амурская баллада».
«Его точный подбор сюжетов и персонажей – важная часть большой работы по сбережению традиций Дальнего Востока», – сказал премьер-министр на церемонии награждения.
Айсберги на горизонте
Эти картины рассказывают о дальневосточной природе – яркой и нежной, хрупкой и суровой одновременно. О коренных жителях – чаще это собирательный образ, в нем угадываются черты удэгейцев, нанайцев, камчадалов, тунгусов, эвенков… Люди на полотнах радуются и тревожатся, любят и грустят, философствуют и сердятся. Живут. Притихшие новобранцы, очаровательная молодая жена с лукавым взглядом, сдержанный охотник, уставшая мать семейства, – обо всех можно рассказать целую историю, если внимательно всмотреться в картины.
В истории самого Владимира Хрустова, заслуженного художника РФ, педагога, члена-корреспондента Российской академии художеств, члена Союза художников России, действительного члена Китайско-Российской академии изобразительного искусства, отражается не только путь творца, его мироощущение, место в искусстве, но и общая трансформация культурного кода в изменяющейся стране, взаимоотношений креативной единицы с государством. Если хотите – турбулентность арт-рынка в целом.
Родом из забайкальского Нерчинска, в 1981 году он окончил факультет худграфа Хабаровского пединститута. Распределение забросило молодого художника в северный поселок Чумикан учителем в местную школу.
«Я посмотрел на карту, Чумикан стоит на море. Это же просто мечта! Мы с женой вместе распределялись, так и поехали, – рассказывает Владимир Хрустов. – В ноябре это было. Помню, первый раз вышли к морю, оно еще не замерзло. Айсберги на горизонте. Красота! И потекла наша чумиканская жизнь. До часу дня длились уроки, а потом сразу к мольберту – оставалось только два часа на то, чтобы писать: северный день короток, а художнику нужен свет. В основном этюды и получались».
Работы, которые создал молодой художник в те годы, в 1984-м представили на выставке выпускников художественно-графического факультета его родного института. Это была первая выставка, в которой он участвовал. Тогда же он начал работать на кафедре в институте, преподавать. И рисовал, рисовал, рисовал…
Когда не стало госзаказа
Может ли искусство финансово обеспечить творца? Этот вопрос тревожит молодых художников сегодня, интересовал и в советское время.
«Многое зависело от госзаказа, – рассказывает Хрустов. – Например, перед выставками художник предоставлял эскизы картины и мог получить на нее заказ, а, значит, аванс. Готовую работу покупало государство. Все было предопределено».
С перестройкой изменилось многое. Ушел в небытие госзаказ, освободив место рынку. Картины стали покупать состоятельные бизнесмены, захотевшие украсить свои дома полотнами художников. Распахнулись границы, появились иностранцы, открывшие для себя рынок современного русского искусства.
«Заходили европейцы, покупали сразу по нескольку картин. Приезжали японцы – те охапками брали натюрморты. Не меньше 50 моих работ приобрели американцы. И отдельная история – китайцы, они брали охотно и много. А потом в ковид все сразу изменилось», – продолжает художник.
Сегодня государство во взаимоотношения творца и потенциального покупателя не вмешивается, а само становится покупателем крайне редко. Не выступает и как продюсер. Посредником между художником и клиентом могли бы быть галереи, в том числе и частные, но…
«У нас на Дальнем Востоке крайне мало галерей, которые занимались бы продажей картин. Не хватает продюсеров, не хватает искусствоведов, которые бы работали с художниками, – говорит мастер. – Помню, как в одной из галерей появилась молодая и очень активная сотрудница. И со словами «Что же вы сидите-то? Деньги под ногами валяются!» начала договариваться, предлагать, выставлять, находить покупателей. Сработало прекрасно – в то время была масса продаж. Потом она уехала – и все заглохло опять».
По его словам, спрос на искусство есть, как не быть, но встретиться художнику и покупателю на арт-рынке очень сложно. Частные выставочные пространства периодически появляются, но погоды они не делают. Зато, накручивая вдвое-втрое, ломят высокие цены в погоне за быстрой прибылью.
Иногда что-то покупает бизнес, корпорации берут картины на подарки партнерам. Случаи, когда предприниматель вкладывается в искусство с инвестиционными целями, единичны.
Мастера и мастерские
Правило «художнику нужен свет» остается незыблемым. Всегда и во все времена мастеру требуется светлое помещение, чтобы творить.
«Мастерская – это главное, – замечает Владимир Хрустов. – Почти все мастерские, которые сегодня используют хабаровские художники, существуют со времен Советского Союза. Новых не появляется».
В то же время у него неоднозначное отношение, например, к китайскому опыту, когда креаторам предоставляют огромные бесплатные арт-зоны для творчества, жизни и реализации работ.
«Мне довелось посещать их. С одной стороны, хорошо, когда молодым мастерам есть где работать. С другой, там все чересчур современное, прозападное, иногда шокирующее, нет ничего аутентичного китайского. Продукция поставлена «на поток», – рассказывает художник. – Есть в Китае и категория творцов, уже вошедших в обойму, ставших практически чиновниками. Как это работает? Тебе не просто предоставляют мастерскую, но и платят небольшую зарплату, дают краски, даже кормят бесплатными обедами. Условие одно – ты даришь одну-две картины в год государству».
Нужно ли нам такое же вовлеченное участие государства в работу мастера? На эту тему можно спорить, но, по словам Владимира Хрустова, приходится констатировать: пока помощь минимальна. Поэтому так ценны сегодняшние шаги, которые делает правительство страны в создании системы поддержки креативной индустрии в целом и арт-направления в частности.
Окупится ли это? Несомненно.
«По зарубежным исследованиям, арт-рынок по многим параметрам сопоставим с традиционным фондовым рынком. Годовая доходность инвестиций в визуальные искусства оценена в мире в 2022 году в 14 %. Аналогичный показатель развития фондового рынка составил 12 %, – приводит цифры ведущий аналитик ФАНУ «Востокгосплан» Анна Андреева. – Совокупный объем продаж на рынке искусств и антиквариата в 2023-м достиг 65 млрд долларов. Для сравнения: мировые кассовые сборы в сфере кино и телевидения в том же году — около 34 млрд долларов».
Где меня научат?
Что делает рисовальщика художником? Талант, труд, а еще – образование.
«Мы в Востокгосплане провели исследование «Арт-индустрии Дальнего Востока», – рассказывает Анна Андреева. – Аналитики изучили международные тренды и провели интервью с дальневосточными креативщиками. В живом опросе участвовали 42 человека – арт-мастера, представители бизнеса, а также органов государственной власти».
Один из выводов, к которому пришли эксперты Востокгосплана, звучит так: очень важно сосредоточиться на образовании в этой сфере. Участники исследования считают, что начинать нужно именно с него.
Составляющих здесь может быть много: введение практики курсовых и дипломных проектов сразу как стартапов или готовых бизнес-продуктов; создание на Дальнем Востоке международных арт-школ именитых дальневосточных арт-креаторов, добившихся мировой известности, и продвижение их на российском и международном рынках артобразования; реализация программ поддержки преподавателей — успешных креаторов в арт-направлении; создание модулей совместной подготовки студентов артспециальностей и студентов направления маркетинга и рекламы; развитие системы грантовой поддержки кратковременных стажировок в России и за рубежом для талантливых художников и так далее.
«И моя личная боль: во многих дальневосточных регионах исчезла главная цепочка непрерывного образования: художественная школа-училище-институт-академия. Художественно-графические факультеты трансформируются в отделения дизайна, преподаватели уезжают на запад страны или уходят в другие сферы», – говорит Владимир Хрустов.
Как подчеркивает Анна Андреева, очень важно вовремя обратить внимание на эту тенденцию: ведь именно арт-сфера является важной составляющей креативных индустрий. Она формирует образы и смыслы, которые в свою очередь рождают идеи в мире моды, кинематографа, дизайна, рекламы, учебных программ, социальных проектов.