Поддержка мастеров декоративно-прикладного творчества теперь будет организована на новом уровне. Вступили в силу изменения в Федеральный закон «О народных художественных промыслах».
Документ определяет финансовую, информационную, консультационную и организационную помощь в этой сфере за счет бюджетов разных уровней. В первую очередь создадут перечень мест традиционного бытования промыслов и образцов изделий, а также реестр мастеров. Новый закон обращает внимание и на самозанятых творческих предпринимателей.
Другими словами, мастера получают статус, увеличенную поддержку и расширение возможностей для реализации своей продукции. Правда, для этого нужно доказать, что ты именно мастер и твое изделие – именно продукт народного художественного промысла.
Аналитики ФАНУ «Востокгосплан» на основе данных информационного портала СПАРК-Интерфакс подсчитали, что сегодня в ДФО зарегистрировано 129 индивидуальных предпринимателей (это 0,06% общего количества по всем сферам деятельности) и 28 организаций (соответственно 0,01%), чей основной вид деятельности по ОКВЭД 32.99.8 «Производство изделий народных художественных промыслов». Лидеры – республики Саха (Якутия) (57 ИП, 17 предприятий) и Бурятия (42 и 5). Кроме этих регионов, официально заявлены организации только в Забайкальском (1) и Камчатском (5) краях. Индивидуальные предприниматели – мастера декоративно-прикладного творчества есть во всех регионах, кроме ЕАО.
Среди таких зарегистрированных ИП, например, Александр Киласов, косторез из поселка Провидения (ЧАО). Его работы находятся в музеях и частных коллекциях России, стран Европы и Америки. И у многих людей Чукотка ассоциируется именно с этими панно, композициями, фигурками лебедей, белых мишек, воронов и моржей из национальных сказок, украшениями, шкатулками, брелоками. Необычно, завораживающе и талантливо.
Это искусство, но это и – индустрия. Александр Киласов успешно встроился в систему экономических взаимоотношений: платит налоги, занимается продвижением, находит клиентов, пользуется господдержкой. Но не все творцы готовы признать себя бизнес-единицей.
«Как показывает практика, мастера далеко не всегда стремятся стать частью «системы», иногда они просто не знают, как это сделать. Творческим людям, особенно представителям коренных малочисленных народов, сложно вписаться в рынок, их подчас пугает любая бухгалтерия, необходимость собирания документов, «бумажек», как они говорят, – замечает ведущий аналитик ФАНУ «Востокгосплан» Анна Андреева. – Здесь могут помочь местные и региональные власти».
Востокгосплан проводит масштабное исследование креативных индустрий на Дальнем Востоке. Народные художественные промыслы – мощная часть таких индустрий, они формируют идентичность территории, влияют на ее туристическую привлекательность. Но, кроме того, они могут стать и источником дохода – не только для мастера, но и для региона.
Пока же далеко не каждый художник-ремесленник проживет на деньги, которые он сможет выручить от реализации своих изделий. Поэтому очень часто встречается вариант: мастер работает в какой-то организации (обычно это музей или творческий кружок для детей), в свободное время шьет-вырезает-вышивает-рисует, иногда власти помогают ему принять участие в выставке, где он даже что-то продает.
«Спрос всегда есть в основном на мелкую сувенирную продукцию, – говорит мастерица из нанайского села в Хабаровском крае Людмила Ходжер. – Продать большую вещь сложно».
Многие мастера народных промыслов – это чудесное достояние Дальнего Востока, творцы, назвать их ремесленниками невозможно.
Людмила Ходжер создает изделия в национальном стиле из меха, ткани, кожи, в том числе рыбьей. Рыбья кожа – тончайший, прочный, эластичный и очень красивый материал. Но выделывать ее очень трудно, шить – тоже. Поточное производство национальных костюмов не организуешь, это штучный товар, очень дорогой, эксклюзивный.
Из рыбьей кожи делает национальную одежду и член Союза художников России жительница Хабаровского края Валентина Бельды. Она признанный и очень известный художник, из ее рук выходят настоящие произведения искусства. Продает их тоже не так уж часто, говорит: «Это как дети, как можно их отдавать за деньги?». А тратить кожу на создание «мелочевки» ей жалко, слишком тяжела обработка материала.
Сахалинка Вероника Осипова, тоже член Союза художников России, создает потрясающие графические картины из рыбьей кожи. Кстати, их оценили и бизнесмены – охотно покупают для статусных подарков партнерам.
А еще есть мастера гораздо менее известные. Помочь им выйти на новый уровень как раз и призван новый закон с его реестрами и определениями господдержки. Кроме того, очень нужна площадка, где творцы могли бы выставлять свою продукцию – от сувенирной мелочи до произведений искусства. Пока арт-рынок – в том числе в сфере народных и художественных промыслов – на Дальнем Востоке недостаточно сформирован и, чтобы развить его, требуется помощь властей.