На выставке-ярмарке, которая сегодня открылась в рамках VI Дальневосточного форума предпринимателей, представили свою продукцию предприятия Хабаровского края.

Большей частью это молодые и очень небольшие компании – правительство региона дало возможность презентовать себя тем, чей бизнес только-только оперился. Их истории радуют: сколько же у нас позитивных, творческих и умеющих работать людей! В основе успеха всегда лежат хороший азарт, трудолюбие и талант. И здорово, когда к этому присоединяется еще и поддержка со стороны государства – финансовая, консультационная, презентационная.

Евгения Майтома уволилась с прежнего места работы и ушла в самостоятельное плавание. Этим прежним местом был, кстати, Газпром, и Евгению поняли и поддержали далеко не все знакомые. Но хабаровчанка оформила самозанятость и ни разу не пожалела о резком повороте в своей судьбе.

«Я создаю сувенирную продукцию, игрушки, предметы интерьера, провожу мастер-классы, воплощаю индивидуальные проекты, когда нужен подарок на праздник. Мне сильно помогает центр «Мой бизнес» – периодически посещаю мероприятия, тренинги. Воспользовалась услугами центра в продвижении продукции – они прислали фотографа, который сделал профессиональные снимки моих изделий, это было очень полезно», – говорит Евгения.

Сувениры она реализует в магазинах города, часто работает на заказ.

«Что для меня самое сложное? Наверное, переключаться от творчества к предпринимательству, к продаже своего товара, отстаиванию, если можно так сказать, его стоимости», – замечает мастер.

Пожертвовать стабильной работой пришлось и Марине Роговой с мужем. Они решили открыть компанию по производству изделий из дерева: посуды, сувениров. Сейчас «Симфония тайги» существует уже полтора года.

«У нас есть производственный цех площадью 120 «квадратов», два станка с ЧПУ, шлифовальные станки… Недавно открыли мастерскую по работе с эпоксидной смолой. В нынешнем году мы выиграли конкурс «Хабаровская марка». Успели поучаствовать в нескольких форумах, а теперь отправляем продукцию на ВЭФ!», – говорит Марина.

Господдержка, которую получили предприниматели, была довольно существенной: субсидия на компенсацию части затрат на покупку основных средств.

«Мы приобрели станки за свои личные деньги и нам компенсировали 200 тысяч рублей, которые мы смогли тоже вложить в дело – купили шлифовальный станок российского производства, с помощью которого ускорили многократно обработку изделий», – подчеркивает Марина Рогова.

Надежда Петрова представила на выставке свое предприятие «Травяные чаи». Они с мужем собирают дальневосточные дикоросы Дальнего Востока и составляют из них чайные сборы. Кроме того, некоторые травы выращивают на своем участке.

«Эти купажи мы делаем с 2018 года, они не только полезные, но и вкусные, – говорит Надежда. – А вообще наша история давняя, семейная. Задолго до Октябрьской революции наши предки в числе первых переселенцев приехали на Дальний Восток, они были травниками. И эти знания передаются из поколения в поколение».

Оксана Кулунчакова представляет компанию «Спутником», которая выпускает детские развивающие книжки и постеры-раскраски на темы отраслей экономики.

«Занимаемся этим второй год, – рассказывает Оксана. – Мы хотим привить ребятишкам интерес к промышленности и серьезным инженерным профессиям. Дети с удовольствием узнают об сферах бизнеса, производстве».

Пока компания работает по заказам, но постепенно приходит к идее массового производства.

Светлана Ишкова – создатель бренда «Loxia». В переводе с латинского – «клёст».

«Клёст-еловик – это наша дальневосточная птичка. Мы выпускаем продукцию из дальневосточных продуктов, поэтому хотели, чтобы название отражало это, – объясняет Светлана. – Наши флаксы, фруктовые снеки – без добавления сахара, химии, очень полезные. В производстве используем кедровые орехи, ягоды, ламинарию (она добывается в Охотском море, поступает к нам свежей)».

Два года назад Светлана и не думала ни о каком о производстве, она находилась в декретном отпуске и хотела найти для своего малыша фруктовые чипсы, не вызывающие аллергию. Не нашла и стала делать сама. Вначале дома – с помощью обычного бытового дегидратора. А потом подумала: «Почему бы и нет?» и пришла в центр «Мой бизнес». Рассказали, научили, помогли. Мама-предприниматель выиграла грант в 500 тыс. рублей, купила оборудование. С января 2024 года получила всю разрешительную документацию, запустила линейку батончиков «Снеки со вкусом Хабаровского края».

Сейчас продукция «Loxia» представлена в четырех городах – Хабаровск, Владивосток, Комсомольск-на-Амуре и Москва. В центре «Мой бизнес» Светлане помогли выпустить рекламные буклеты, предоставили еще один вид поддержки – организацию участия в выставочной ярмарочной деятельности.

Очень вкусный бизнес у Ольги Меховщиковой: она и ее муж Дмитрий открыли производство шоколада. И, как у Светланы Ишковой, все началось с того, что подрастающий ребенок «выдал» аллергию на магазинный шоколад. «Так дело не пойдет», – решили в семье и вместо отказа от лакомства начали производить его сами. Спустя время появился бренд «Амурский бульвар».

«Мы стали закупать какао-бобы, перемалывать их, добавлять определенные ингредиенты. Сейчас выпускаем несколько видов шоколада. Эти плитки – настоящий натуральный продукт, без эмульгаторов, заменителей какао-масла, потому срок хранения у них очень небольшой – как и полагается у настоящего шоколада», – говорит Ольга.

Теперь это семейный бизнес: есть свой цех, магазин при нем. Есть продажи в других торговых точках. Есть свои фирменные секреты производства. Кстати, на выставке «Россия» в Москве на ВДНХ шоколад от семьи Меховщиковых имел большой успех.