Директор по исследовательским проектам и экспертным разработкам ФАНУ «Востокгосплан» Елена Агешина приняла участие в работе XV Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» имени А. Н. Чилингарова в Санкт-Петербурге. В течение двух дней более 2000 представителей власти, бизнеса, науки и общественных организаций обсуждали развитие макрорегиона – от технологий и логистики до экологии и поддержки коренных народов.

Фото: Ассоциация полярников

Елена Агешина выступила модератором круглого стола «Урбанистика Крайнего Севера: особые стандарты для особых условий». Среди тем сессии – строительство энергоэффективного жилья, коммунальной инфраструктуры, благоустройство дворов и общественных пространств. Особое внимание эксперты уделили внедрению технологий «умного города» и сохранению культурного кода северных территорий.

«Название сессии звучит почти как вызов. И, по сути, это он и есть, – отметила Елена Агешина. – Арктика – пространство, где проверяется на прочность все: технологии, архитектурные решения, инженерия, городская логистика и самое главное – человеческая жизнь».

Но во всех ли северных населенных пунктах можно обеспечить высокое качество жизни? Как сделать это, например, в депрессивных поселениях с численностью жителей до 100 человек, расположенных вдали от транспортных артерий, с ограниченным доступом к медицинским, образовательным и коммунальным услугам? Есть ли основания для предложений переселить из них людей в развивающиеся города и села? Тема чувствительная и требует взвешенных решений. На сессии «Центры притяжения: социально-экономическое развитие арктических муниципалитетов» Елена Агешина представила результаты «первого подхода» команды исследователей Востокгосплана к оценке возможностей целенаправленного влияния на систему расселения.

«Дальневосточники мобильны. 56 % общего миграционного выбытия в ДФО – это внутрирегиональные перемещения. Из них 46 % – переезд внутри субъектов, и 10 % – миграция между регионами округа. Люди активно перемещаются в поисках лучших условий жизни и рабочих мест. При этом мы смотрим на процесс сокращения численности северных населенных пунктов как на возможность переезда в южные, но в пределах локальной (материнской) территории», – подчеркнула эксперт.

В Дальневосточном федеральном округе расположено более 4 тысяч населенных пунктов. Около 20 % населения проживает на северных территориях – это наиболее уязвимые локации, климатически сложные и дорогие с точки зрения строительства и содержания инфраструктуры.

Фото: Ассоциация полярников

Вместе с тем малых сельских населенных пунктов (СНП) с численностью менее 500 человек в округе насчитывается свыше 3 тысяч. В них проживает около 6 % дальневосточников (473 тысячи человек). Более того, пятая часть малых СНП расположена на северных территориях. И именно эти населенные пункты чаще всего испытывают инфраструктурную уязвимость и бюджетную нагрузку.

Кроме того, за последние годы на карте макрорегиона выросло количество малочисленных населенных пунктов, в которых проживает менее 100 человек. В них очень высока стоимость жизнеобеспечения. Например, расходы бюджета на компенсацию межтарифной разницы в таких деревнях и селах значительно выше экономически обоснованных. В результате существенная часть средств, которые могли быть направлены на развитие, тратится на поддержание системы жизнеобеспечения.

«Таким образом, мы видим, что сейчас расселение изменяется эволюционно. А возможен ли контролируемый процесс изменения системы расселения? И нужен ли он?», – продолжила Елена Агешина.

Эксперты Востокгосплана провели предварительные оценки. Первый шаг – отбор населенных пунктов с низкой численность населения. Второй – определение принимающих населенных пунктов, так называемых точек роста:

1) территории особого функционального назначения;

2) территории, инфраструктура которых обеспечивает жизнедеятельность других населенных пунктов;

3) территории с высокой экономической активностью;

4) перспективные населенные пункты.

В итоге экономисты отметили точки роста, опорные населенные пункты и один новый город-спутник, который может стать мощным центром притяжения в регионе. Эти территории обладают потенциалом развития, инфраструктурными преимуществами и возможностью обеспечить высокое качество жизни.

Эксперты также оценили возможные направления государственных расходов и доходов.

«Понятно, что такой баланс надо рассчитать для каждой институциональной единицы – например, домохозяйств, бизнеса и так далее. Но пока я приведу в качестве примера государство. Расходы, которые мы подсчитали, связаны с предоставлением жилья, трудоустройством, компенсациями за переезд населению и бизнесу (в основном малому), необходимостью обеспечения доступа к социальным благам на принимающих территориях в виде образования, здравоохранения и пр.», – объяснила Елена Агешина.

Однако государство получает и новые доходы – снижение бюджетной нагрузки на малые поселения, оптимизацию инфраструктуры, рост налоговых поступлений в виде НДФЛ, НДС, увеличение доходов и, соответственно, валового регионального продукта.

Важный вывод: одномоментного результата не получится.

«Моделирование показывает, что переселение около 400 тысяч человек из примерно 1500 малых населенных пунктов численностью до 100 человек станет экономически нейтральным только через 20 лет. То есть через два десятка лет при прочих равных условиях без косвенных влияний доходы покроют понесенные расходы», – сказала Елена Агешина.

По ее словам, каждое решение, касающееся управления системой расселения, требует комплексного и взвешенного подхода, тщательных расчетов, планирования и «обкатки» на экономических моделях.

«Основная задача – не закрывать поселки, а открывать возможности», подытожила эксперт Востокгосплана.