Систему управления северным завозом разработают до конца 2022 года для всех регионов Дальнего Востока и Арктики, сообщил ТАСС директор ФАНУ “Востокгосплан” Михаил Кузнецов.
“Мы планируем до конца 2022 года разработать систему для всех регионов Дальнего Восток и Арктики, участвующих в северном завозе. Сейчас жизнь внесла свои коррективы – силы всех министерств брошены на разработку мер поддержки российской экономики, и мы не исключение. Но это не означает, что над цифровым двойником перестанут работать. Арктика была и остается одним из приоритетов развития страны”, – сказал Кузнецов.
Он уточнил, что пилотный проект внедряется в Якутии. “Продуктом с этого года будут пользоваться власти Якутии для мониторинга запасов продовольствия в регионах северного завоза, его стоимости и расчета сроков и объемов доставки. Думаю, о результатах можно будет говорить позже – к концу года. К этому моменту можно будет учесть, сколько сил система позволила сэкономить для обеспечения северного завоза в этом регионе”, – добавил директор “Востокгосплана”.
Ежегодно в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности завозят около 3,1 млн тонн грузов жизнеобеспечения. Из них 75% составляют топливно-энергетические ресурсы. “Прямые расходы бюджета на северный завоз составили 14,2 млрд рублей (за 2020 год – прим. ТАСС). Из них более 95% распределены между регионами Якутия, Чукотка, Магаданская область, Красноярский край, Хабаровский край. В нынешних условиях бесперебойность поставок – важное условие стабильности как для жителей, так и для экономики региона в целом. Поэтому мы будем стремиться завершить реализацию этого проекта в ближайшее время”, – отметил Кузнецов.
Модернизация инфраструктуры
По мнению эксперта, модернизация инфраструктуры северного завоза остается важнейшим направлением повышения его эффективности. “Модернизация существующих транспортных узлов, нефтехранилищ, строительство торгово-логистических центров важны для развития завоза. Реализация крупных инфраструктурных объектов – строительство мостов, расширение сети автодорог – позволит значительно усовершенствовать процесс осуществления северного завоза, сокращая количество местностей с ограниченным сроком завоза грузов”, – пояснил он.
Кроме того, в некоторых регионах тестируется использование альтернативных видов транспорта: это аэросани, беспилотники, аэроботы. Возможно применение дирижаблей. Все это, по мнению Кузнецова, позволит преодолеть фактор сезонности в доставке продуктов и значительно удешевить логистику.
Кузнецов подчеркнул, что климатические изменения, фиксируемые в Арктике, сказываются на транспортной инфраструктуре региона: сокращается время движения по сезонным дорогам и ледовым переправам, что в будущем может привести к необходимости пересмотра способов доставки товаров и грузов. Климатические ресурсы Арктической зоны Российской Федерации позволяют использовать ледовые переправы несколько месяцев в году, однако в последние годы этот период стал сокращаться.
“Вслед за изменениями климата, а следовательно и изменением температур воздуха меняется и ледовый режим на реках Арктики: смещаются сроки начала и окончания ледостава, снижаются значения толщины льда. Поэтому при выборе способов доставки важно учитывать и происходящие климатические процессы”, – считает он.
Адаптироваться к новым условиям
Текущая геополитическая ситуация несет инфляционные и логистические риски для северного завоза. “Все риски прорабатываются: мы прогнозируем и формируем более точную аналитику, что позволит спрогнозировать изменение стоимости завоза при различных сценариях. Безусловным приоритетом остается надежность и своевременность поставок жизненно важных товаров. Перебоев с этим быть не должно”, – сказал директор исследовательского учреждения.
По мнению Кузнецова, разрабатываемый Министерством развития Дальнего Востока и Арктики совместно с “Востокгоспланом” законопроект о регулировании северного завоза позволит уточнить обязанности и ответственность участников процесса.
“На сегодняшний день у понятия “северный завоз” отсутствует правовой статус. В этой связи мы считаем важным разработать нормативно-правовые акты о северном завозе. Для совершенствования нормативно-правовой базы и регулирования процесса доставки продуктов необходимо внести дополнительные изменения в существующие законы, в частности в ФЗ №44-ФЗ (федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” – прим. ТАСС). Все это позволит регламентировать работу и навести порядок в процессе управления северным завозом”, – полагает он.
“Востокгосплан”, помимо создания цифрового двойника северного завоза, занимается разработкой специальной системы мониторинга. Она должна стать своего рода центром принятия решений.
“Она позволит оценивать риски, оперативно выявлять проблемы на каждом уровне и принимать своевременные меры по их устранению, оказывать, где требуется, поддержку. А цифровой двойник позволит видеть всю картину по регионам северного завоза, чтобы понимать, где можно, например, консолидировать дополнительно грузы и не отправлять полупустые суда, делать прогнозы ситуации с учетом всей картины по регионам, видеть узкие места в инфраструктуре и логистике”, – отметил собеседник.
По его словам, работу по созданию системы мониторинга планируется завершить к концу 2022 года вне зависимости от обстоятельств. “Рассчитываем, что она позволит значительно улучшить процесс управления северным завозом”, – заключил Кузнецов.