Перспективы и проблемы развития инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации , а также пути ее оптимизации обсудили участники круглого стола РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АЗРФ. ЛОГИСТИКА В АРКТИКЕ: ОСОБЕННОСТИ, РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ, состоявшегося в рамках международной конференции Арктика -2022.
Директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов отметил , что успешные логистические решения и развитие инфраструктуры в Арктической зоне РФ позволят решить проблему северного завоза и значительно снизить стоимость жизни людей, зависящих от этого процесса.
«К территориям с ограниченными сроками завоза грузов относятся 25 субъектов Российской Федерации, где проживает более 3 млн человек. Ежегодно в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности завозится около 3,1 млн тонн грузов жизнеобеспечения. Из них 75 % составляют топливно-энергетические ресурсы. Прямые расходы бюджета на «северный завоз» составили 14, 2 млрд. рублей (за 2020 год). И стоимость завоза становится все выше», – рассказал М.Кузнецов.
Кроме того, он пояснил , что «темпы роста затрат на северный завоз превысили темпы инфляции в два раза». « Стоимость жизни для жителей Крайнего севера можно снижать благодаря умной логистике»,- подчеркнул М.Кузнецов.
Он отметил, что основные проблемы, с которыми сталкиваются при доставке грузов по Северному завозу – это изношенность флота, а также ограниченная пропускная способность и ветхое состояние наземной инфраструктуры. Кроме того, часто доставка грузов осуществляется уже после закрытия навигации, что превращает процесс в «спецоперацию.
ФАНУ «Востокгосплан» провело исследование и определило пути оптимизации северного завоза. В частности, речь идёт о создании новой бизнес-модели для завоза, что, в первую очередь, связано с улучшением процесса управления завозом. По мнению Кузнецова, в этом может помочь современна ИТ- система, а также уточнение и обновление существующего законодательства.
ФАНУ «Востокгосплан» создает мониторинговую систему – цифровой двойник, позволяющий проводить оперативное отслеживание и прогнозирование для надежных поставок жизненно важных товаров. Сформированы обширные базы данных по регионам, есть сведения о необходимом количестве продовольствия на одного человека в каждом нацеленном пункте. «Это позволит грамотно прогнозировать и оптимизировать логистические потоки, повлияет на качество жизни населения в Арктике»,- отметил М.Кузнецов.
«При этом безусловный приоритет – надежность поставок жизненно важных товаров»,- отметил он.