С 1 апреля вступит в силу Федеральный закон «О северном завозе»*, подписанный президентом страны в августе 2023 года. Нормативно-правовой акт, у истоков разработки которого стоял ФАНУ «Востокгосплан», определяет понятийный аппарат, предусматривает категорирование грузов, а также приоритетный порядок перевозки и обработки социально значимых продовольственных товаров.
Сейчасвласти страны ведут донастройку этого механизма. Правительство РФ утвердило перечень территорий, куда при поддержке государства будут доставлять грузы.Принято постановление, наделяющее Минвостокразвития полномочиями федерального координатора северного завоза.Председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение об утверждении перечня объектов, которые составят опорную сеть транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. Ожидаетсяпринятие постановления об утверждении правил специальной маркировки грузов первой и второй категорий.
Дополнительные предложения по оптимизации процессов снабжения Севера разработали эксперты Востокгосплана. Часть из них вошла в недавно опубликованный дайджест «Северный завоз: система жизнеобеспечения районов Крайнего Севера».
«Правовая база, определяющая состав территорий северного завоза, требовала актуализации. Наши аналитики провели своего рода инвентаризацию больше 4 тыс. городов, сел и поселков, которые в соответствии с постановлением правительства относятся к северному завозу. Оказалось, что в списке были даже упраздненные населенные пункты, или те, где уже не проживают люди, – рассказал административный директор ФАНУ «Востокгосплан» Виталий Кубичек.- Мы выделили три группы населенных пунктов–«поддерживающего», «базового» и «критического» завоза. У тех, кто вошел в первую, – достаточно высокая транспортная доступность, на их территории (либо на удалении не более 100 километров от них)присутствуют крупные торговые сети. То есть, уровень обеспеченности населения продуктами первой необходимости здесь хороший. Что необходимо таким населенным пунктам? Развитие рыночных механизмов и формирование экономических стимулов, в том числе государственная поддержка участников завоза. В долгосрочной перспективе – создание условий для повышения уровня самообеспеченности территорий».
Вторая группа, по словам Виталия Кубичека, – населенные пункты с некруглогодичнойтранспортной доступностью. Для их нормального существования государство должно прикладывать усилия: регламентировать и контролировать организационные механизмы, реализовывать меры поддержки.
«И, наконец, третья категория –самые «тяжелые» территории. Очень отдаленные, со сложным климатом. Попасть тудаобычно можно только воздушным транспортом. Здесь для обеспечениябесперебойного снабжениятребуется усиление роли государственного регулирования, в первуюочередь на федеральном уровне, – говорит административный директор «Востокгосплана».– Например, в Камчатском крае 47 населенных пунктов поддерживающего завоза, 4 – базового и 35 – критического. На Чукотке соотношение такое: 5-1-39. И нужны разные подходы в отношении всех этих городов, сел и поселков».
Еще один раздел дайджеста касается перспективных направлений оптимизации логистики.
«Ключевая проблема северных территорий – их плохая транспортная доступность. Ведь если есть дорога, населенный пункт будет жить. И мы говорим не только об инфраструктуре автомобильного транспорта, но и о портопунктах, пристанях, вертолетных площадках, местных аэродромах, – подчеркивает Виталий Кубичек. – Основным ограничением при организации северного завоза остается неудовлетворительное состояние транспортных и логистических объектов».
По словам ученого, в 2022 году средний уровень износа только 176 базовых объектовопорной инфраструктуры северного завоза составлял более 80%.
Одним из инструментов оптимизации логистики при развитии опорной сети инфраструктуры может стать цифровая информационно-аналитическая система «Северный завоз», разработанная учеными Востокгосплана. Этот цифровой двойник предназначен для сбора, обработки, хранения, анализа и предоставления данных о поставках грузов жизнеобеспечения, а также для планирования и мониторинга северного завоза. Система позволяет оценивать ресурсные и логистические ограничения и на основе полученной информации оперативно выявлять риск возникновения сбойных ситуаций.
«Механизм был апробирован на территории Якутии, – рассказывает Виталий Кубичек. – Мы оцифровали маршруты, которые есть в республике, учли расположение складских мощностей, использование видов транспорта и другие логистические параметры. Изучив все ограничения, предложили альтернативные маршруты по доставке груза. Предложения были приняты, и новые логистические варианты доставки позволили сократить издержки на 400 руб. за кг перевозимого груза! Транспортные затраты в сравнении с расходами в рамках действовавшей логистической цепочкой поставок снизились в 3 раза».
Оптимизация логистики предполагает также совершенствование системы управления запасами, модернизацию базовых объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, развитие складских мощностей (например, создание сети транспортно-логистических центров).
Другой приоритетной задачей, по мнению экспертов, является поиск оптимальных мер государственной финансовой поддержки северного завоза. В условиях ограниченной платежеспособности населения затраты на доставку не компенсируются за счет выручки. Государственная финансовая поддержка преимущественно предоставляется из средств региональных бюджетов, но ее объемы незначительны (в большинстве случаев не более 1% общих расходов региона) и в совокупности с федеральными трансфертами покрывают лишь 27% затрат участников завоза.
При этом надо учитывать, что в северные районы грузы доставляют на год (а то и на два) года вперед, оборотные средства предприятий-участников северного завоза на это время замораживаются. А возместить затраты получится только тогда, когда продукция будет реализована. Из-за недостатка оборотных средств предприятия вынуждены брать кредиты. Проценты по ним – это колоссальные расходы. Поэтому для замещения коммерческих займов, выдаваемых компаниям на закупку грузов жизнеобеспечения,нужны бюджетные кредиты. Еще один инструмент, направленный на формирование экономических стимулов,- предоставлениесубсидий от государства на возмещение понесенных затрат.
Дайджест содержит и информацию о региональных практиках повышения продовольственной и энергетической обеспеченности труднодоступных районов Севера.Средиуспешных кейсов – использование возобновляемых источников энергии в Мурманской области (например, Кольская ВЭС), модернизация котельных с применением механизма ГЧП и использование системы быстрых взаиморасчетовв Хабаровском крае, организация поставок единым оператором с закупкой одним лотом в Ненецком автономном округе и другие примеры.
*Северный завоз – комплекс мероприятий и финансовых механизмов по регулярному и бесперебойному снабжению основными жизненно важными товарами территорий, относящихся к районам Крайнего Севера, а также приравненным к ним местностям.50% площади Российской Федерации можно назвать такими территориями. На них проживают 3,0 млн человек.25 субъектов РФ в той или иной степени осуществляют северный завоз. Более 84% объема северного завоза приходится на 3 региона: Республику Саха (Якутия),Чукотский автономный округ и Камчатский край.