В Москве в Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялся III Всероссийский речной форум и выставка «Речная инфраструктура: модернизация и точки роста». Его организатор – медиагруппа «Морские вести России» при поддержке Росморречфлота и Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта.

Среди тем, обсуждавшихся на мероприятии, – повышение роли российских рек в создании конкурентоспособной транспортной системы для перевозки грузов, обеспечение связанности территорий России, развитие речных туристических маршрутов, реновация прибрежных территорий. Акцент деловой программы сделан также на судостроении и обновлении флота.
С докладом на тему «Единая отраслевая блокчейн-платформа как институциональная основа для цифровизации жизненного цикла судов и модернизации путевой инфраструктуры» выступил ведущий эксперт-аналитик ФАНУ «Востокгосплан» Сергей Абанин. Он отметил, что зарубежный опыт, в том числе стран – лидеров судостроительного рынка, подчеркивает необходимость цифровой трансформации в сферах, касающихся развития внутреннего водного транспорта.

«Главными преимуществами «цифровых подходов» являются прозрачность всего процесса для его участников, построение новых саморегулируемых систем, основанных на рейтингах, и, как следствие – снижение административных барьеров», – подчеркнул Сергей Абанин.
Основой для трансформации всей отрасли водного транспорта может стать, по его словам, судостроение. Сегодня эта сфера сталкивается с системными вызовами, которые напрямую влияют и на эксплуатацию флота, и на состояние путевой инфраструктуры.
Вот эти вызовы:
- Дробление и неэффективность. Существующая практика ориентирована на создание уникальных, а не типовых проектов. Это повышает стоимость, удлиняет сроки проектирования и строительства, создает проблемы с ремонтом и унификацией запчастей.
- Административные барьеры. Процессы согласования и экспертизы проектной документации крайне зарегулированы, многоступенчаты и занимают от 5 до 10 месяцев, что превышает сроки в таких технологичных странах, как США и Южная Корея.
- Цифровое отставание. Доля современных CAD/CAM-систем не превышает 20%, а отечественного ПО – и того меньше. Внедрение BIM и цифровых двойников носит фрагментарный характер.
«Эти проблемы напрямую ограничивают нашу способность обновлять флот и модернизировать инфраструктуру. Наиболее перспективным системным ответом на эти вызовы является переход к сквозной цифровизации на основе блокчейн-технологий и смарт-контрактов. Это позволит автоматизировать рутинные проверки, обеспечить прозрачность цепочек поставок и создать единое, доверенное информационное пространство для всех участников – от проектировщика до судовладельца и регулятора», – отметил эксперт.
Такой же подход может быть использован и там, где речь идет о жизненном цикле судна и портовой инфраструктуре. При этом понятие единой отраслевой блокчейн-платформы как цифровой экосистемы подразумевает формирование соответствующей правовой основы.
«Первые шаги уже сделаны. Федеральный закон от 31.07.2025 № 307-ФЗ упорядочивает создание и границы портов и вводит единый реестр. Это не просто норма, это прямой законодательный запрос на формирование цифровых платформ, обеспечивающих прозрачность и неизменяемость данных. А нацпроект «Эффективная транспортная система» ставит цели по развитию внутренних водных путей и пунктов пропуска, достичь которых без принципиально новых цифровых инструментов практически невозможно», – сказал Сергей Абанин.
Следующими шагами, по словам эксперта, могли бы стать признание электронной подписи в блокчейне, введение понятия «смарт-контракт» и «цифровой двойник» в правовое поле и утверждение регламента работы децентрализованной платформы.