Международное продвижение становится сегодня одним из векторов реализации экономического потенциала креативного сектора. Выступая с докладом перед Президентом России Владимиром Путиным на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ), руководитель Центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде подчеркнула, что развитие творческих индустрий – это ключ к созданию имиджа России как страны, которая вдохновляет ее жителей и весь мир.
«Креативные индустрии представляют новую повестку не только для России, но и для большинства стран. Они формируют имидж страны и несут в себе огромный экспортный потенциал», – сказала Екатерина Черкес-заде.

Все это в полной мере касается Дальнего Востока. И хороший пример буквально последних дней – старт зимней сессии гранта «Российско-китайский центр современного искусства и креативных индустрий» для китайских мастеров и художников на базе факультета культуры и искусств ЗабГУ в Чите. Центр, созданный под эгидой Забайкальского регионального отделения Общества Российско- китайской дружбы на средства выигранного гранта губернатора Забайкалья, объединил молодых деятелей искусств приграничных регионов.
«Контекст зимней сессии нашего гранта – это история про дружеское творческое взаимообогащение: китайские гости подготовили для нас занятия на тему современных трендов креативных индустрий (дизайн на голограммах, визуальное искусство с применением беспилотной техники, анимация), а мы знакомим их с традиционной масляной живописью и художественным отражением регионального компонента», – объясняет пресс-секретарь общества Российско-китайской дружбы Забайкальского края Наталья Шульгина.
Торжественное открытие Российско-китайского центра современного искусства состоялось в сентябре 2024 года. Тогда же прошла презентация международной выставки, посвященной 75-летию образованию КНР и 75-летию установления дипломатических отношений между двумя странами. Выставка имела успех и в России, и в Китае: в Забайкалье ярко выражен интерес к традиционному китайскому рисунку и гохуа, а в Поднебесной любят русскую живопись.


Идея сотрудничества представителей креативных индустрий двух стран оказалась плодотворной: на зимнюю сессию приехали более 50 китайских студентов.
«Мы изучаем русский язык, знакомимся с вашим уникальным искусством. Особенно впечатляет период Русского авангардизма начала 20 века, его самобытные и яркие представители: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Марк Шагал, Павел Филонов. Преподаватели провели для нас, китайских художников, цикл лекций и практических занятий по основам авангардной живописи», – делится Ма Гуандун, преподаватель Саньцзяньского колледжа искусств и технологий.
Учиться русскому языку и методике преподавания живописи приехал в Забайкалье и Дэн Хайэн, преподаватель из Харбинского педагогического института.
«Я сам очень люблю рисовать и учу детей отображать наш чудесный мир. Читинские художники – удивительны, а их произведения живописи, графики, монументального искусства достойны лучших музеев. Мы рады учиться у мастеров», – рассказывает он.
Как отмечает художник и дизайнер Ян Юаньшуань, традиционно китайские живописцы специализируются в одной технике. Преподаватель из Пекина был приятно удивлен, узнав, что забайкальские коллеги не только работают в жанрах пейзажа и натюрморта, но и владеют росписью, резьбой и другими техниками.
И, конечно, все это работает на имидж города, региона, страны.
«Меня впечатлил город, особенно исторический центр. Очень понравилась экскурсия в Церковь Декабристов. По возвращении домой хочу написать картину, посвященную этому знаковому месту и людям, сыгравшим большую роль в истории Читы», – говорит художник из Харбина Джао Шаолу.
Забайкальский пример не единичен. Регионы ДФО становятся местами притяжения для любителей и представителей современного искусства из других стран.
«Когда мы проводили отраслевое исследование арт-индустрий Дальнего Востока, пришли к выводу, что развитие экспорта образовательных услуг, а именно создание международных арт–резиденций в ДФО, станет очень перспективным направлением. Они будут готовить художников, в том числе из других стран и способствовать продвижению работ на российском и международном арт-рынках», – комментирует ведущий аналитик ФАНУ «Востокгосплан» Анна Андреева.
По ее словам, для этого сегодня на Дальнем Востоке созданы все необходимые условия. Здесь сохранилась сильная академическая школа изобразительного искусства, работают талантливые художники, завоевавшие международное признание, такие как Зорикто Доржиев, Даши Намдаков. Имеют также значение близость к рынку АТР и высокий спрос на получение знаний со стороны представителей креативных индустрий из стран этого региона.