Директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов считает, что Дальний Восток может стать экономическим чудом мирового масштаба. Открывшаяся возможность реализовать себя в качестве транспортно-логистического хаба для Азиатско-Тихоокеанского региона, а также туристический потенциал ДФО могут это обеспечить. Авторский материал подготовлен специально для Ленского клуба.
Геополитическая нестабильность первых месяцев 2022 года и последовавшие санкции стран Запада в отношении России привели к пересмотру не только экономических прогнозов, транспортно-логистических цепочек, но и роли целых регионов и отраслей в экономике страны.
Дальний Восток не стал исключением. В условиях, когда транспортные потоки, экономические интересы страны переориентировались с Запада на Восток, перед регионом появился ряд новых вызовов. Какое место займет Дальний Восток России в новой экономической реальности? Сможет ли экономика региона оперативно перестроиться? И самое главное – что необходимо предпринять, чтобы для Дальнего Востока в нынешних условиях открылось окно возможностей?
На эти и другие вопросы формулируют ответы многие аналитические центры, в том числе и эксперты ФАНУ «Востокгосплан». Наши аналитики оценивают изменение экономических показателей и прогнозируют риски. Они пришли к выводу, что по итогам 1 квартала 2022 г. санкции пока не оказали существенного влияния на динамику основных экономических показателей Дальневосточного федерального округа. Так, статистика показывает рост инвестиций на 20,1%, увеличение объемов сельскохозяйственной продукции на 8,4%, а промышленное производство за четыре месяца «прибавило» 4,1%. Кроме того, зафиксирован рост объема выполненных строительных работ на 8,9%, а увеличение показателя ввода жилья достигло 40,5%.
Безусловно, прогнозируемое замедление российской экономики в перспективе скажется и на Дальнем Востоке. Чтобы смягчить это влияние в настоящее время Правительством РФ, Минвостокразвития России реализуются различные меры государственной поддержки: налоговые льготы, субсидируемые кредиты, снижение административной нагрузки. Эти шаги позволят сохранить устойчивость экономики региона, вернуть ее на траекторию стабильного роста.
Вместе с тем мы знаем – санкции, кроме угроз, формируют новые возможности.
Как я уже отметил, изменение логистических цепочек экспортных и импортных поставок в России увеличивает значение транзитного, ресурсного и промышленного потенциала Дальнего Востока. Его реализация требует системного подхода, направленного на реорганизацию и развитие всех производственных сил.
Понимая, что транспортные потоки переориентировались с Запада на Восток, мы полагаем, что регион может столкнуться со значительным дефицитом пропускных мощностей – он может увеличиться с 73 млн тонн до 163. Поэтому необходимо их оперативное наращивание: строительство дополнительных терминалов и судов, поиск новых логистических решений, мониторинг грузоперевозок.
В то же время Дальний Восток, благодаря близости к быстрорастущим экономикам Азиатско-Тихоокеанского региона, доля которых в мировом ВВП приближается к 50%, имеет возможность стать транспортно-логистическим хабом для этих стран. Также здесь можно быстро организовать импортозамещающие производства совместно с Китаем, с другими заинтересованными партнёрами. В нынешних условиях у региона есть все возможности стать центром притяжения инвестиционного капитала из стран АТР, окном для России на мировой рынок.
Кроме того, Дальний Восток является без преувеличения природной кладовой, где сосредоточено огромное количество ресурсов, разумная и бережная разработка которых в кооперации с дружественными странами может стать мотором экономического роста.
Вдобавок регион обладает колоссальным туристическим потенциалом: не только россияне, но и жители приграничных стран восхищаются уникальной природой и готовы приезжать сюда снова и снова. Так при расчете модели туристической отрасли Камчатского края эксперты ФАНУ «Востокгосплан» выяснили, что при консервативном сценарии доход региона от туризма может составить около 12 млрд рублей к 2030 году, а при оптимистичном, предусматривающем увеличение турпотока в 4 раза – до 36 млрд рублей к концу десятилетия.
Безусловно, для реализации всех возможностей необходимы решительные и оперативные усилия: повышение инвестиционной привлекательности региона, расширение транспортной инфраструктуры, создание нового облика городов, развитие кадрового потенциала. Часть этих мер уже реализуется в рамках Национальной программы развития Дальнего Востока, программы «новый облик городов» и других инициатив. И сегодня как никогда важно выполнить их в полном объеме и в кратчайшие сроки.
И тогда Дальний Восток сможет совершить мощный рывок в развитии, в повышении качества и уровня жизни граждан, в расширении международной кооперации. Уверен, при таком сценарии – на одно экономическое чудо в мире станет больше.