Пасека семьи Алавердовых – яркий пример того, как постепенно, шаг за шагом растет бизнес, основанный на любви к своему делу, жажде творчества, добром отношении к миру и умении пользоваться помощью государства. Каждый элемент в этом пазле неслучаен, и каждый очень важен.

Пчелы выбрали хозяев

Мария и Сергей Алавердовы – хабаровчане. Все в их жизни было как у многих: работа, дети, квартира в городе и дом-дача в селе Бичевая. Вот в этот-то деревенский домик и залетели лет десять назад пчелы. Отбились от чьей-то пасеки и выбрали новый «улей». Судьба!

«Муж всегда хотел заниматься пчеловодством, но мне казалось, что этому труду надо отдаваться полностью, целиком. И в этом я была абсолютно права. А еще я считала, что такое увлечение забирает больше сил, нежели дает. Вот в этом я была неправа!», – смеется Мария.

Сама Мария – из тех, кого называют «энерджайзер». По образованию педагог, преподавала иностранные языки, работала в рекламном агентстве, вела курсы йоги. А еще – многодетная мама: в семье трое мальчишек.

Мохнатых «приемышей» заселили в самодельный улей («улик» – ласково говорит Мария), вкладываться в покупку «настоящих» не хотелось, лишних денег на хобби не было. А затем пришло время – накачали первый урожай меда.

«И это было так вкусно! На следующий год решили увеличить количество пчелосемей. Муж сделал еще несколько уликов. Дальше – больше. И года через три в какой-то момент поняли: хобби превращается в мини-бизнес. Дело стало нуждаться в продвижении, за которое взялась я. Пригодился опыт работы копирайтером, ведения аккаунтов в соцсетях. Включаться в это было очень интересно: жизнь пчел необычна, о ней и пасечники-то не так много знают, что уж говорить о большинстве людей», – говорит Мария.

Так и стали развивать бизнес: Сергей отвечал за производство, Мария – за продажи, узнаваемость, налаживание контактов с административными органами. Постепенно дело переросло в источник дохода. Пчеловодство стало командообразующим фактором для семьи. Подключились дети. С одной стороны, им прививали любовь к труду и к природе, с другой, – сыновья Алавердовых получили возможность работать на пасеке и зарабатывать деньги. 

Пасечники занялись расширением ассортимента. Стали предлагать клиентам не только мед, но и прополис, пергу, маточное молочко, пыльцу, трутневый гомогенат. Разработали линейку подарочных наборов в красивых упаковках с дальневосточным колоритом. Открыли интернет-магазин. А вот маркетплейсы им «не зашли». Как и продажи в торговых сетях: вроде бы и успех есть, и клиенты подтянулись, но… не то.

«Мед – если можно так выразиться, душевный, интимный продукт. Наши покупатели – это наши друзья, – объясняет хабаровчанка. – А когда возникает поточность, могут быть потери в качестве».

Деньги от государства

Бизнес с самодельными «уликами» масштабировать сложно. Как можно найти первоначальный капитал на покупку необходимого оборудования? Алавердовы заключили социальный контракт с минсоцзащиты Хабаровского края. Получили 250 тыс. рублей на предпринимательство.

«Если государство дает возможность получить деньги на развитие своего дела, от этого не надо отказываться! Нужно пользоваться подспорьем!», – убеждена Мария.

Соцконтракт очень помог.

«Когда вкладываешь эти средства в свое дело и чувствуешь, что оно активизируется, ты начинаешь ощущать эффективность господдержки. И я принялась уже целенаправленно искать направления, которые помогают развивать сельское хозяйство. Таким образом мы вышли на программу «Агростартап», приняли участие в ней, и в 2022 году получили грант в 1,95 млн рублей», – продолжает Мария.

Такие деньги уже означали переход от крошечного бизнеса «для себя и родственников» к почти промышленному пчеловодству. Семья приобрела пчеломаток, ульи, станок и стол для распечатки сотовых рамок, рекристаллизатор, закупила строительные материалы, создала омшаник и сотохранилище.

На таком уровне меняется многое. Это уже другая производственная база, другие административные рамки. Оборудование, которое позволяет автоматизировать труд, сократить потребность в рабочих руках, сэкономить время.

Алавердовы взяли «дальневосточный гектар» в селе Полетном (район имени Лазо). Тщательно выбирали место с медоносной базой, коммуникациями. Сегодня у семьи довольно большая пасека, 130 пчелосемей. Возможно, в будущем понадобится еще один гектар.

Кроме того, есть субсидии от муниципального образования. Пчеловоду возмещают половину затрат на производство, и это весьма существенная помощь.  Конечно, семья пользуется и этой поддержкой.

В 2024 году Алавердовы опять победили в конкурсе «Агростартап»! На средства второго гранта они намерены еще больше расширить пасеку, а, кроме того, заняться кочевым пчеловодством.

«Липа – это основной медонос на Дальнем Востоке. Где-то она зацветает раньше, где-то позже, а где-то можно перед липой «взять», например, малину. То есть, нужно быть мобильным. Мы собираемся приобрести пчелопавильоны. Это такие боксы на колесах, улья встроены, их не нужно выгружать и загружать, поэтому легко перевозить. Это более современный и комфортный вариант кочевого пчеловодства», – объясняет Мария.

А еще пасека принимает туристические группы. Приезжающие примеряют костюм пчеловода, знакомятся с жизнью пчел, продуктами апитерапии, учатся качать мед, дегустируют. Это и небольшая статья дохода, и реклама продукции, и создание круга лояльных потребителей.

Путь на внешний рынок

Серьезный шаг в развитии бизнеса – экспорт. Да, Алавердовы к нему потихоньку присматриваются. Российский мед любят в соседнем Китае, там огромный рынок сбыта, но и заходить на него нужно с очень большими объемами. Можно было бы объединиться с другими пчеловодами, но… Партия экспортного меда должна быть абсолютно однородной по характеристикам (влажности, диастазному числу и т.д.), этого достичь сложно. Единообразие достигается с помощью современных технологий, промышленного оборудования, подгонки продукта под требования качества. На это готовы идти не все владельцы ульев.

«Но на рынке недостаточно быть просто хорошим пчеловодом, важно быть участником этого рынка», – убеждены Алавердовы.

Чего не хватает сегодня пасечникам, чтобы развить бизнес от стадии «дедушкин улей» до этапа промышленного производства? Мария и Сергей считают, что не помешала бы информационная поддержка:

«Она могла бы идти через профессиональные объединения. Да, есть Союз пчеловодов, но его члены преимущественно рассматривают пчеловодство как процесс. Они не обсуждают пчеловодство как бизнес. Между тем, чтобы выставить на продажу продукт, нужно пройти несколько инстанций. Поэтому требуется дорожная карта по конкретному направлению предпринимательства. Ее разработкой могло бы заняться профессиональное объединение».

И нет никакого противоречия в том, что пасечники Алавердовы, искренне влюбленные в то, что они делают, в янтарный мед, в «улики», в эмоции, которые дарят им труженицы-пчелы, практикуют достаточно жесткий бизнес-подход. Есть одна точка, в которой сходятся творчество и предпринимательство.

«Знаете, что такое высший восторг? – спрашивает Мария. – Это когда звонит клиент и говорит: «Мы попробовали ваш мед, ваши апипродукты. Нам так понравилось!». И в такие моменты понимаешь: да, ты работаешь ради этого».