Какова роль Дальнего Востока в развитии интеллектуального потенциала и создании научно-технологического пространства страны? Чем сегодня можно привлечь в округ молодых ученых? Насколько заметен вклад их разработок в инновационную «копилку» макрорегиона? Ответ на эти вопросы – в только что увидевшем свет исследовании Восточного центра государственного планирования «Наука. Дальний Восток». В нем проанализированы основные показатели научных организаций и финансирования разработок, представлена информация о мерах поддержки ученых и приведены интервью с молодыми исследователями-дальневосточниками.

Источник фото: Ирина Апарина / ТОГУ

Наука в цифрах

«Дальний Восток – это именно та территория, где сейчас потребность в передовых научных исследованиях особенно актуальна. Это регионы, открывающие множество возможностей для гармоничного развития личности, общества и мировой интеграции, – подчеркивает директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов. – Наука и технологии играют одну из ключевых ролей в развитии нашего общества. И здесь большую ставку я бы сделал на молодых ученых, способных менять парадигмы мышления, на ребят, которые приходят со свежими идеями и нестандартными решениями. Нужно поверить в них, поддержать, дать точку опоры. А именитые ученые Дальнего Востока обеспечат им необходимое наставничество и вкупе с правительством создадут платформу для реализации самых амбициозных идей».

Как отмечают аналитики Востокгосплана, на Дальнем Востоке работают 6,5 тыс. исследователей (1,9% общего числа в РФ), из них треть – молодые, чей возраст не превышает 39 лет (в целом по РФ их доля больше – 44%). Больше половины ученых (58%) имеют степень кандидата или доктора наук, в целом по России таких только 28%. Мужчин и женщин среди дальневосточных ученых почти поровну (49% и 51%), в общероссийской картине наблюдается явный перевес мужчин, их 61%.

Половина организаций, выполняющих научные исследования и разработки, расположена в Приморском и Хабаровском краях, Республике Саха (Якутия). В этих же регионах трудятся 67% дальневосточных ученых.

О вызовах, стоящих перед наукой в ДФО, рассказали молодые ученые, мнения которых приводятся в исследовании «Востокгосплана».

Денис Наумов, к.м.н., Благовещенск:

«Развитие осложняет территориальная удаленность и невысокая численность населения. Необходимы особые, дополнительные меры поддержки, способствующие закреплению научных кадров в ДФО».

Константинэ Надараиа, к.х.н., Владивосток:

«К сожалению, в крупных научных центрах за пределами Дальнего Востока возможностей больше. Однако сейчас ситуация, как я вижу, начинает меняться. Тем не менее для удержания молодых, перспективных ученых нужно еще очень многое сделать».

Над чем работаем

Основная часть (55%) дальневосточных ученых занимается естественными науками, на втором месте – технические, в этих направлениях работают 14% исследователей. В целом по России соотношение другое – 25% и 60% соответственно.

«Структура социально-экономических целей финансирования исследований и разработок на Дальнем Востоке существенно отличается от общероссийской. Значительная доля приходится на получение новых знаний в области естественных, гуманитарных, общественных наук, что во многом обусловлено специализацией научных организаций и преобладанием фундаментальных исследований, – пояснили в Востокгосплане. – Уникальные природные условия (вечная мерзлота, источники сейсмической активности), богатства недр и акватории Мирового океана способствуют интересу ученых к изучению Земли и атмосферы – на долю этих исследований приходится 18% внутренних затрат (то есть выраженных в денежной форме фактических затрат на выполнение работ на территории страны)».

Практическая польза разработок дальневосточных ученых несомненна.

«Нашему коллективу удалось внести вклад в решение фундаментальных и прикладных задач физической химии, электрохимии и материаловедения, включая развитие современных представлений о механизме и закономерностях гетерогенной коррозии металлов и сплавов с помощью современных локальных электрохимических методов, – рассказывает Андрей Гнеденков, д.х.н., профессор РАН, заведующий молодежной лабораторией электрохимических сканирующих и синхротронных методов исследования гетерогенных и гибридных материалов Института химии ДВО РАН (Владивосток). – На основе полученных научных результатов в настоящее время разрабатываются перспективные способы модификации поверхности изделий авиа- и автомобилестроения, ракетно-космической отрасли, морской техники, электроники и имплантационной хирургии».

Сотрудник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (Якутск), к.ф.-м.н. Сергей Степанов работает над проектом, который включает создание новых математических моделей и многомасштабных вычислительных алгоритмов. Основная цель проекта – прогнозирование с использованием методов машинного обучения угроз, связанных с деградацией мерзлоты.

«Одним из наиболее значимых результатов моей работы является разработка программного продукта, который позволяет прогнозировать температурный режим грунтов под зданиями и сооружениями, что особенно актуально в контексте проблем, связанных с деградацией мерзлоты и ее влиянием на устойчивость инфраструктуры. Думаю, данный продукт найдет применение на практике и поможет минимизировать риски при строительстве и эксплуатации объектов в условиях вечной мерзлоты», – говорит Сергей Степанов.

Поддержка на всех уровнях

По уровню внутренних затрат на исследования и разработки (ИР) в расчете на 1 ученого ДФО занимает 7-е место среди федеральных округов (3,7 млн рублей в 2023 году). За 2018-2023 годы объем финансирования на 1 ученого в ДФО вырос на 47% (в целом по РФ – на 65%).

В структуре финансирования внутренних затрат на ИР в ДФО преобладают ресурсы федерального бюджета (74% в 2023 году, в то время как в РФ – 54%). А вот доля вложений предпринимательских организаций значительно ниже, чем в целом по РФ. При этом в номинальном выражении объем собственных средств и средств предпринимательского сектора в ДФО растет более высокими темпами, чем по РФ. Также в макрорегионе значительно увеличился размер участия в финансировании ИР фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности – практически в 10 раз.

Так, большую роль в поддержке науки играет Российский научный фонд (РНФ). В 2023 году количество проектов ученых-дальневосточников, поддержанных им, выросло по сравнению с показателями 2018-го в 3,9 раза (с 80 до 314). По количеству поддержанных проектов на 1 тыс. исследователей ДФО занимает 2-е место среди федеральных округов, уступая только СФО.

Сами регионы Дальнего Востока также активно реализуют меры поддержки научной деятельности, в том числе молодых ученых. Например, софинансируют научно-исследовательские работы победителей региональных конкурсов, проводимых РНФ, предоставляют дополнительную помощь. Так, в Якутии предусмотрены гранты главы Республики Саха в 500 тыс. рублей молодым ученым, специалистам и студентам. В Сахалинской области размер грантов доходит до 300 тыс. рублей, а, кроме того, здесь компенсируют аренду жилья.

«В СахГУ приезжают ученые из разных точек нашей страны. И тем, кто приезжает, стараются обеспечить достойные условия, хороший заработок. В университете есть программа для научных сотрудников – компенсация арендной платы. Для кандидатов наук – доплата в размере 35 тысяч рублей в месяц от правительства области совместно с университетом», – рассказывает заведующий лабораторией радиоэкологического мониторинга и охраны арктических экосистем Сахалинского госуниверситета к.х.н. Эдуард Токарь (Южно-Сахалинск).

Как отмечают дальневосточники, за последние 15 лет ситуация в науке стала более позитивной для молодых исследователей.

«Появились гранты РНФ, среди получателей которых должно быть не менее 50% молодых ученых, запущены программы по созданию молодежных лабораторий, научно-образовательных центров мирового уровня, мегагрантов, передовых инженерных школ. Проводятся конкурсы Фонда содействия инновациям, реализуется проект «Приоритет 2030», – подчеркивает ведущий научный сотрудник Камчатского филиала Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба РАН», к.ф.-м.н. Сергей Тихонов (Петропавловск-Камчатский). – Все вышеуказанные программы предполагают привлечение молодых сотрудников в качестве исполнителей проектов, а руководить молодежными лабораториями и быть получателями некоторых грантов РНФ могут только молодые ученые. Не стоит забывать о жилищном сертификате для молодых ученых. Данные меры поддержки работают, я и многие коллеги стали руководителями молодежных лабораторий с ежегодным финансированием в 16-17 млн рублей, а также получили сертификаты для приобретения жилья в регионе проживания».