За пять месяцев 2024 года в ДФО ощутимо увеличилось количество малых и средних предприятий. Эта тенденция – общая для всей страны, но на отдаленных и малозаселенных дальневосточных территориях подобный рост особенно ценен: здесь вести бизнес сложнее и затратнее, нежели, например, в регионах Центральной России.

Источник: пресс-служба правительства Приморского края

Гибкие и шустрые

Как отмечают эксперты ФАНУ «Востокгосплан», согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, на 10 июня 2024 года в ДФО насчитывалось 328 734 субъекта МСП (в том числе индивидуальных предпринимателей). На 10 января 2024-го их было 316 981, в начале 2023-го – 307 506, а в первых числах 2022-го – 306 933.

«Огромное преимущество малого бизнеса в том, что он очень хочет вырасти, то есть обладает большим потенциалом, – подчеркивает директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.  – Эти компании более «шустрые», гибкие, они быстрее внедряют инновации и способны преобразить экономику Дальнего Востока, диверсифицировать ее. Какие сферы в ДФО сегодня считаются основными? Добыча полезных ископаемых, транспорт, может, госуправление. А малый бизнес позволит развить новые отрасли экономики, при этом он ориентирован на экспорт, нацелен на сотрудничество и взаимодействие с партнерами из АТР. Во всем мире предпринимательство – база для инноваций, для адаптации экономики к сложным условиям».

При этом зачастую затруднен доступ малого бизнеса к недорогому долгосрочному финансированию, к помещениям, обеспеченными инфраструктурой, электроэнергией, газом. Еще одна сложность – обучение и развитие персонала. По словам Михаила Кузнецова, решение этих проблем способно обеспечить рост выручки компаний на 20-30%, а порой даже и в несколько раз.

Малый бизнес очень чувствителен к господдержке. Собственно говоря, видимые результаты развития сектора МСП в дальневосточных регионах свидетельствуют о действенности помощи государства – в первую очередь в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Почему не ты?

Весьма показателен пример Забайкалья. На днях власти региона объявили о том, что край вышел в лидеры ДФО по темпам роста количества субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе и вновь созданных. 

«Для нас это ожидаемый результат, потому что мы ведем большую работу по сохранению бизнеса и созданию новых проектов в сфере предпринимательства. Сейчас в Забайкалье 29 378 субъектов бизнеса. Годом ранее было 27 120. Рост очень ощутимый», – отметила министр экономического развития Забайкальского края Жаргалма Бадмажапова.

Забайкалка Наталья Дабижа и ее предприятие «Сашка Барашка» – яркий пример удачи в бизнесе, замешанной на трудолюбии и смелости. Началось с того, что молодая мама поняла: она с трудом может найти в читинских магазинах одежду для своих детей. Та, что есть, либо сшита из полиэстера, либо крайне неудобна, либо весьма дорога. А часто – и то, и другое, и третье вместе. 

Источник: пресс-служба правительства Забайкальского края

Вначале Наталья шила только для своей семьи, а затем приняла решение о полноценном производстве. Первой стала хлопковая летняя коллекция из шести предметов одежды, которая имела успех. Постепенно на предприятии увеличивался штат сотрудников (сегодня их около 10), расширялся ассортимент. Бренд уже известен не только в Чите, есть покупатели в Пензе, Воронеже, Хабаровске, Уфе, Набережных Челнах и других городах. Изделия «Сашка Барашка» представлены на маркетплейсах Lamoda и Wildberries.

Этим летом к новому учебному году компания впервые отшила школьную форму – брюки со стрелками и юбки в складку на резинке, сарафаны, белые футболки и рубашки, мягкий трикотаж, спортивные костюмы. 

Предприятие несколько раз воспользовалось помощью государства. 

«При этом очень важной стала для нас информационная поддержка. Получить государственную сертификацию изделий (а для производства детской одежды это сопряжено с большими усилиями), зарегистрировать товарный знак помог Региональный центр инжиниринга Фонда развития промышленности Забайкалья. Это была не просто организационная помощь, оплата услуг прошла на условиях софинансирования», – говорит Наталья Дабижа. 

Трудно ли вести бизнес на Дальнем Востоке? По словам читинки, удаленность региона, его слабая инфраструктурная развитость, это, конечно, минус. Но есть и большой плюс – наличие свободных незанятых ниш

«Это же круто, когда появляется что-то новое, интересное. Мы все покупаем цветы, хлеб, одежду, ходим с детьми в развлекательные центры или встречаемся с друзьями. Все создается людьми. И вопрос лишь в том, кем создается – тобой или кем-то другим. И если не тобой, то почему?», – замечает предприниматель.

Все друг друга знают

В Сахалинской области общее количество субъектов МСП превышает 23 тысячи.

Среди них – компания «Адреналин Тур». Ее основатель Сергей Василенко – коренной сахалинец, он с 2016 года занимается организацией авторских путешествий. В основном, конечно, предлагает маршруты по Сахалину и Курильским островам. Но в последние годы компания начала масштабировать свою деятельность еще на несколько регионов России, в том числе Республику Дагестан, Камчатский и Приморский края. Организует туры и на Байкал.

Как и Наталья Дабижа, сахалинский предприниматель неоднократно пользовался господдержкой.  Центр «Мой бизнес» помог сделать интернет-сайт, компенсировав около 70% затрат на его разработку. А основная мера поддержки для Сергея Василенко – оплата участия в международных туристических выставках в Москве и за рубежом.

«Часть расходов мы, конечно, несем сами, но большая доля затрат (до 90 %) лежит на плечах государства, плюс возмещают потраченное на проезд и проживание. Это очень помогает нам», – говорит Василенко.

Источник: из личного архива Сергея Василенко

Еще пример: региональное минтуризма с помощью туркомпаний уже третий год организует социальные экскурсии для школьников области. «Адреналин» – один из получателей субсидии на такую работу. Он проводит путешествия, министерство возмещает деньги.

При этом Сергей Василенко далек от мысли, что государство должно подстелить соломку на всем пути предпринимателя.

«Я считаю, что если ты начал заниматься бизнесом, то должен сам найти решения, которые помогут тебе развиваться, не жди постоянной помощи. Да, какую-то разумную поддержку тебе окажут, но вести работу за тебя или оплачивать все твои расходы не будут», – подчеркивает сахалинец.

Сергей – большой патриот своего региона и жителем другой территории себя не мыслит. Красотой Сахалина и Курил он щедро делится с гостями островов, которые неминуемо влюбляются в эти края. Да и бизнес вести, по его мнению, в Сахалинской области достаточно комфортно.

«У нас много различных мер поддержки – и для ИП, и для юридических лиц. Кстати, то, что мы не очень большой регион с точки зрения количества населения, можно воспринимать как преимущество для бизнеса, – высказывает парадоксальную мысль предприниматель. –  Как у нас говорят, здесь все друг друга знают. Есть возможность через ассоциацию туроператоров выйти напрямую на региональные органы власти. С нами в постоянном контакте и областное министерство туризма. Поэтому если возникают проблемы, их можно решить без лишних проволочек».

Миллионы на дело

Нередко бизнесу требуется и серьезная финансовая поддержка. Например, именно благодаря ей приморец Алексей Юрьев смог развить сеть лапшичных «Нихао» во Владивостоке. Ему помог заем от Фонда развития Приморского края, кроме того, помощь оказал региональный центр «Мой бизнес».

В 2009 году у Алексея стартовал первый во Владивостоке проект по продаже подарков-впечатлений «Дареный конь». Спустя почти 10 лет в дальневосточной столице появился еще один его бизнес – торговая точка с лапшой собственного производства. А затем льготный микрозаем – 1,5 млн рублей – дал возможность открыть еще несколько торговых точек. Сегодня сеть состоит из 6 филиалов…

Недавно в аэропорту дальневосточной столицы появился магазин одежды приморского бренда «Туманы». Основатель марки – Валерия Журавлева, чей проект входит в «Модный альянс креативных индустрий» Приморья. Она получила в 2022 году грант от Минэкономразвития региона и направила средства на покупку оборудования, тканей, фурнитуры. Это помогло увеличить выпуск продукции, которую компания отшивает в собственном швейном цеху, и открыть брендовый магазин. В результате жительница Владивостока создала два рабочих места и смогла увеличить выручку на 30%.

Источник: пресс-служба правительства Приморского края

«Я помню, как зарождался бренд «Туманы» и как Валерия активно участвовала в мероприятиях центра. А сейчас она открывает уже второй магазин… Так мы видим, что работа центра помогает предпринимателям, которые хотят развиваться. Мы не можем придумать бизнес-идею за предпринимателя, но можем помочь всеми нашими инструментами этой идее развиваться и расти», – рассказал руководитель приморского центра «Мой бизнес» Андрей Шевченко.

А жительница Благовещенска Александра Кульпина благодаря господдержке, которую она получила в рамках предпринимательского нацпроекта, за три года создала сеть фудтраков (павильонов быстрого питания). Впервые за финансовой помощью в центр кредитной поддержки предпринимательства Амурской области Александра обратилась в 2020 году. У нее на тот момент был один фудтрак и понадобились средства для ремонта оборудования.

В ноябре 2020-го она опять воспользовалась поддержкой – за счет заемных средств был приобретен второй павильон и новое оборудование. В 2023 году нужно было провести их обновление, которое также стало возможным благодаря финансовой помощи в рамках нацпроекта. А в мае 2024-го Александра покупает третий фудтрак для установки на новой набережной реки Зея. Да, вновь за счет займа.

И таких примеров на Дальнем Востоке немало. Предприимчивые, любящие свой край люди каждый день потихоньку меняют к лучшему жизнь вокруг и заряжают других своим отношением к миру.