Во Владивостоке проходит «Морской конгресс – Дальний Восток 2024». На площадке кампуса ДВФУ на острове Русском обсуждают имеющийся потенциал транспортных путей для развития национальной логистики, новые инфраструктурные проекты и технологии в судостроении, аспекты кадровой политики в отрасли. Центральная тема мероприятия – разворот России на Восток и усиление роли стран АТР во внешнеэкономической политике государства, в том числе в сферах судостроения и судоходства. Конгресс собрал более 1,2 тысячи делегатов из России, Китая, Республики Корея, Индии, Казахстана, Республики Беларусь. В работе масштабного форума в числе приглашенных экспертов принял участие аналитик ФАНУ «Востокгосплан» Давид Игитханян. Его выступление на панельной дискуссии «Промышленная кооперация и развитие отечественных кластеров судостроения» затронуло вызовы, с которыми сегодня сталкивается система господдержки судостроения.
«Важно понимать, какие проблемы поможет решить создание судостроительных кластеров, какие – нет, – подчеркнул Давид Игитханян. – Существующие сегодня в нашей стране механизмы поддержки судостроительной отрасли охватывают всех потенциальных участников кластера: поставщиков сырья, материалов, оборудования и комплектующих, научно-исследовательские и научно-образовательные организации, судостроительные заводы и верфи, а также судоремонтные предприятия, представителей сферы финансовой инфраструктуры, потребителей конечной продукции».
По словам эксперта, существующие меры во многом ориентированы на стимулирование судовладельцев обновлять флот. Наибольший спрос (десятки заявок) на получение помощи от государства прослеживается в сегменте строительства транспортных и пассажирских судов – в рамках компенсации затрат на уплату процентов по кредитам и платежей по лизингу, а также по программам лизинга и утилизационного гранта.
В рыбодобывающей отрасли другая ситуация. Если в 2021 году количество заявок от промысловых компаний на льготное кредитование в рамках утилизационного гранта и на получение субсидии на строительство судов было весьма невелико и исчислялось единицами, то в 2022-м оно уже равнялось нулю.
В свою очередь в поддержке верфей акцент – из-за необходимости нивелировать санкционное давление – делается на снижение импортозависимости и развитие сегмента судового оборудования. Важно обеспечить не только разработку последнего, но и его запуск в серийное производство. На это рассчитано содействие государства.
В ходе исследовательской работы, включающей опрос представителей судостроительной, судоремонтной и связанных с ними отраслей, ФАНУ «Востокгосплан» выявило эндогенные проблемы, характерные для основных участников рынка. Среди них отсутствие серийных заказов, а также стабильной загрузки производственных мощностей. Наблюдается сезонная загруженность предприятий, высок уровень морального и физического износа основных фондов. Нет комплектующих для производственного оборудования. Накопились проблемы, связанные с невыполнением контрактных обязательств со стороны поставщиков и сторонних организаций-контрагентов. Можно отметить недостаточно эффективное взаимодействие проектировщиков компонентов и производителей. Негативно сказывается на отрасли низкий объем упреждающих исследований и закладка проектов с устаревшими технологическими решениями. Не хватает квалифицированных кадров.
Совместные усилия участников отрасли в совокупности с действующими мерами господдержки позволяют минимизировать воздействие отдельных факторов из этого перечня. Например, значительно снизить уровень износа основных фондов, загрузить производственные мощности. В решении многих проблем может сыграть роль организация кластера и создание кооперационных цепочек.
Более сложным видится решение ключевых проблем судостроительной и судоремонтной отраслей, обусловленных влиянием внешней среды. К их числу можно отнести:
- приоритет применения импортных комплектующих и оборудования,
- отсутствие импортных комплектующих для агрегатов, вышедших из строя во время эксплуатации,
- невозможность приобретения импортного оборудования и комплектующих, их технологического сопровождения,
- сложность и длительность таможенного оформления запасных частей, материалов и оборудования, ввозимых для ремонта,
- отказ зарубежных организаций от выполнения гарантийных обязательств на оборудование,
- необходимость осуществления затрат на подбор и эксплуатацию альтернативного оборудования.
«Таким образом, – делает вывод Давид Игитханян, – основной вызов для системы господдержки – снижение негативного влияния динамично меняющихся факторов внешней среды».
По его словам, в рамках решения этой задачи необходимо стимулировать участников отрасли снижать импортозависимость, формировать условия по обеспечению серийности производства, активизировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и внедрять их в производство.
«Именно в этих векторах мы считаем необходимым совершенствовать систему государственной поддержки», – говорит аналитик Востокгосплана.