18 апреля 2024 года в ТАСС состоялась пресс-конференция по итогам шести месяцев работы научной экспедиции «Чистая Арктика – Восток – 77», которая уже прошла маршрут от Мурманска до Таймыра и сейчас работает в Республике Саха (Якутия).
В составе экспедиции работали эксперты ФАНУ «Востокгосплан», изучая традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Крайнего Севера и опрашивая жителей населенных пунктов Арктики.
«Ряд исследований проводятся в сотрудничестве с ФАНУ «Востокгосплан», которое вместе с Минвостокразвития курирует создание мастер-планов арктических городов, – сообщил и.о. руководителя экспедиции Дмитрий Белов. – Ученые выясняют условия, при которых уменьшится отток людей из городов и территорий Арктики, ведь одна из главных задач создания мастер-планов – формирование комфортной среды для роста населения не только за счет приезжих специалистов, но и за счет увеличения количества семей и детей в них».
«Суровый климат, низкая транспортная доступность, тяжелые условия строительства отличают Арктику и территории Дальнего Востока от центральной и южной части России. Вместе с тем многие города служат базой для освоения минерально-сырьевых ресурсов, в них реализуются крупные инвестиционные и инфраструктурные проекты, обеспечивается национальная безопасность, поэтому развитие арктических городов требует особого внимания государства», – отметила руководитель направления «Цифровая трансформация и устойчивое развитие» ФАНУ «Востокгосплан» Мария Никишова.
По словам Марии Никишовой, в условиях, когда зима может длиться 8 месяцев в году, особую значимость приобретают вопросы комфортной жизни. Например, как ребенка направить безопасно в школу? Или где подростки будут проводить свой досуг, когда за окном 50 градусов мороза? Отсюда важность планирования обеспечения качества городской среды, надежного транспорта. Поэтому теплые остановки и надежные северобусы, как, например, в Норильске, должны стать стандартом для всех северных городов.
«Особое внимание мы уделяем транспортной доступности. В ходе экспедиции проводились опросы населения об их потребностях, нуждах и часто можно слышать выражение от жителей «у вас там, на материке» и «у нас здесь, на острове». О чем такие лексические конструкции говорят? Они говорят о том, что непросто добраться до центральной России, съездить быстро в небольшой отпуск на 3-5 дней. Транспортная доступность влияет и на стоимость продуктов питания, топлива и товаров первой необходимости. Наши исследования показали, что зарплаты жителей в некоторых арктических городах превосходят среднероссийские 120 тыс рублей в месяц, но и расходы там на 20-50% выше, чем в среднем по России. Поэтому работа в экспедиции дополнила наше трехлетнее исследование вопросов северного завоза, которое легло в основу вступившего в силу 1 апреля этого года федерального закона «О северном завозе», рассказала Мария Никишова и представила участникам пресс-конференции научное издание «Северный завоз», выпущенное ФАНУ «Востокгосплан» по следам исследований.
«Важной частью планирования городов безусловно является внимательное отношение к природе, экологии и изменениям климата, – подчеркнула Мария Никишова. – Поэтому в мастер-планы городов закладываются очистные сооружения, различные экологические мероприятия, поднимается тема адаптации свайных фундаментов сооружений к изменениям, вызванным таянием вечной мерзлоты.
В ряде регионов, например, в Ямало-Ненецком АО, Красноярском крае, Якутии, идет внедрение систем контроля свайных фундаментов, поставлены специальные датчики, собирающие информацию о динамике температур грунтов, информация передается на сервер. В случае негативной динамики или растепления информация моментально передается в соответствующие структуры для принятия превентивных мер по сохранению зданий. Мы считаем важной задачей консолидировать эти данные по арктическим регионам с возможностью мониторинга в специальной геоинтеллектуальной системе».
Также в ходе пресс-конференции о новых открытиях и технологиях в области экологического мониторинга в 2023-24 годах, предварительных результатах главных исследований экспедиции, испытаниях техники и применении искусственного интеллекта в сфере экологии и безопасности в Арктике, а также создании электронной карты хозяйственного наследия СССР и объектов накопленного ущерба в Арктической зоне РФ рассказали и.о. начальника экспедиции Дмитрий Белов, научный руководитель экспедиции Борис Кочуров, начальник цифрового штаба экспедиции Андрей Иголкин, координатор группы исследований накопленного экологического ущерба Станислав Лачининский.
Экспедиция институтов РАН “Чистая Арктика – Восток-77” стартовала 15 августа 2023 года и является крупнейшей по числу участников среди континентальных высокоширотных научных экспедиций за всю историю исследований севера. Она будет длиться год и ее маршрут составит 12 тыс. километров, пролегая через 19 регионов России.