Направления развития одной из важнейших для страны промысловых отраслей помогла прояснить фокус-группа по анализу точек роста рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. В дискуссии, организованной ФАНУ «Востокгосплан», принял участие президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края, член Координационного совета рыбохозяйственных ассоциаций Дальнего Востока Сергей Рябченко.
Эксперты обсудили изменения в правовом поле, ситуацию в судостроительной и судоремонтной сферах, ограничения и перспективы развития предприятий отрасли, динамику ресурсной базы.
Российские рыбаки за прошлый год выловили 5,37 млн тонн рыбы, объем производства рыбы и морепродуктов составил 4,4 млн тонн (+8%). И беда в том, что наши потребности ниже наших возможностей.
Отдельная тема – уровень потребления рыбы в нашей стране. Ученые ФАНУ «Востокгосплан» проводят масштабное изучение структуры спроса на эту продукцию. Исследования показали, что число потребителей снижается, особенно среди молодых людей.
«Они говорят: «Минтай? – рыба для котов!», «Не люблю, не привык. Если и ем рыбу, то разве что в суши!», «Готовить? Не успеваю, я никогда не буду жарить или запекать рыбу. Да я и не умею это делать», – отмечает ведущий аналитик ФАНУ «Востокгосплан» Анна Андреева.
Как считает Сергей Рябченко, причин «охлаждения» россиян к рыбной продукции несколько. И не на последнем месте – маркетинговые оплошности.
«Рыбу, продукцию из нее нужно «продвигать». И делать это творчески. В советские времена это, кстати, понимали, – говорит он. – Я отлично помню рекламную кампанию сельди иваси. Так получилось, что как-то ею оказались затоварены все складские мощности. Покупали плохо. Реакция правительства была быстрой: разработали и спустили во все регионы рекомендации Минздрава. В них указывалось, как положительно эта рыба влияет на организм – в том числе прописывалась польза сельди «для мужского здоровья». И знаете, как бы смешно это ни казалось, спрос начал расти…»
Сегодня надо «спасать» минтай – в связи с ограничением емкости зарубежного рынка для продукции из России. Нужна прямая и косвенная реклама, специальные кулинарные телепрограммы о том, как можно приготовить дальневосточную рыбу.
«Ведь минтай – это очень хороший диетический продукт – много белка, мало жира, – подчеркивает Сергей Рябченко. – На полках наших магазинов появилось аккуратно упакованное качественное филе, его приятно покупать. Оно вкусное! Другое дело, что цена этой красивой пачки может быть запредельной, например, для пенсионера. И возникает вопрос: «Как сделать цену разумной?».
Связь цены и потребления несомненна. По мнению эксперта, об этом нужно помнить, вводя любое новшество в отрасли. Иначе может оказаться, что платить за него придется конечному потребителю.
Немалую долю в стоимости рыбы занимают транспортные расходы. Раньше субсидии действовали только на доставку минтая по железной дороге в центральные регионы страны. Недавно на заседании коллегии Росрыболовства министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев заявил о намерении правительства страны субсидировать в 2024 году также железнодорожные перевозки горбуши и сардины иваси.
Такого рода меры недешевы. Ранее глава Росрыболовства Илья Шестаков приводил расчеты, что на субсидирование перевозок лососевых и сардины иваси необходимо порядка 1 млрд рублей. Но на другой чаше весов – увеличение поставок продукции на внутренний рынок, снижение цены и рост продаж.
Еще одна важная составляющая для увеличения потребления – механизм государственных закупок. С их помощью можно обеспечить потребности социального питания в продукции глубокой переработки из рыбы.
Между тем и правительство, и промысловики возлагают большие надежды на анонсированную Минсельхозом и Росрыболовством «дорожную карту» для увеличения внутреннего потребления рыбной продукции. В ее рамках создается специальная автономная некоммерческая организация, в работу которой будут включаться представители рыбацкого сообщества.
И кто знает, может, через несколько лет на вопрос «Часто ли вы едите рыбу?», почти любой житель России ответит: «Несколько раз в неделю!».