Одна из основных задач, стоящих перед Дальним Востоком, – обеспечение продовольственной безопасности регионов округа. Как нарастить производство пищевой продукции, увеличить объемы ее переработки и расширить возможности сбыта? Решения возможны при наличии предпринимательской инициативы и государственной поддержки. В этом убежден председатель правления Дальневосточной ассоциации предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, руководитель одной из хабаровских фабрик мороженого Илья Амирханов. Своими предложениями он поделился на встрече с директором ФАНУ «Востокгосплан» Михаилом Кузнецовым.
Сила в объединении
Ассоциация появилась около двух лет назад. Это была та самая инициатива снизу: бизнесмены поставили целью повышение конкурентоспособности местных товаров. Вместе легче выходить на рынки центральных и западных регионов страны, а также на экспорт. Сегодня в объединении 50 членов: предприятия перерабатывающей промышленности, фермерские хозяйства, производители упаковки…
«Один предприниматель имеет мало веса. Для него весьма высоки затраты на сопровождение сделок – и бумажные, и временные, и финансовые. Но мы можем войти в торговые сети одним контрактом на всех. Вот для этого и нужна ассоциация. Когда переработчики получают стимул для развития собственного сбыта, они начинают подтягивать фермеров, чтобы использовать их продукцию», – подчеркивает Илья Амирханов.
Он поддерживает идею обязательной квоты в отношении местной продукции на полках магазинов.
«С крупными компаниями из других субъектов России нам приходится конкурировать и на родном дальневосточном рынке, – говорит Илья Амирханов. – Торговые сети далеко не всегда открыты для наших производителей».
По словам председателя правления ассоциации, на одном из отраслевых форумов представитель такой торговой сети высказал мнение: «Местной пищевой промышленности не существует!». «Позвольте, – заинтересовались участники мероприятия, а вот нас, здесь присутствующих, полторы сотни человек, кто мы такие, чем занимаемся?».
Надо сказать, ситуация немного меняется к лучшему. Сегодня заходящие на Дальний Восток крупные федеральные сети уже высказывают намерение сотрудничать с местными производителями.
«Например, X5 Group разработал так называемый агроконтракт, который подразумевает создание агрооператора и заключение с ним прямого договора. Такой оператор будет собирать у фермеров продукцию, готовить ее для сети и поставлять туда в сопровождении централизованной документации», – приводит пример Илья Амирханов.
Хорошим проектом, по его мнению, может стать организация мощного сельскохозяйственного потребительского кооператива, в который войдет и ассоциация. Кооператив имеет право претендовать на грантовую поддержку государства.
«Наша идея состоит в том, что соглашения, которые кооператив подпишет с сетями, позволят, например, заключать фьючерсные контракты с конкретной ценой и конкретными объемами. При этом требуется решить некоторые проблемы: например, сегодня по условиям Минсельхоза, доля переработчиков в кооперативе не должна превышать 20%, на мой взгляд, это устаревшее положение», – отмечает Амирханов.
Расширить географию
Дальневосточный рынок не слишком велик. Поэтому задача ассоциации – помочь местным компаниям выйти на другие направления сбыта. Речь идет как о центральных и западных регионах РФ, так и о странах АТР. Сделать это непросто, хорошо, если есть уникальное предложение.
«Мы хотим мотивировать фермеров производить пищевые товары с дальневосточными эндемиками. Уже сейчас предприятия в нашей ассоциации выпускают такую продукцию, как вода с лимонником или мороженое с пихтовым соком, с этим легче выйти на другие рынки», – говорит Илья Амирханов.
У ассоциации есть планы организовать внутреннюю сертификацию продукции, а также ввести профилактические проверки Роспотребнадзором предприятий-членов объединения. В отраслевом альянсе замахнулись на введение стандартов, уровень которых в полтора раза превышает мировой. По мнению предпринимателей, эта планка необходима. Продукция, соответствующая такому стандарту, сможет войти в особый электронный реестр. С просьбой о его создании в ассоциацию уже обратились китайские партнеры.
«Допустим, отсканировал покупатель в Китае QR-код на пачке печенья или мороженого из России, посмотрел, что компания есть в реестре, успокоился: все в порядке, не подделка», – продолжает председатель правления ассоциации.
Он подчеркивает, что существующих сегодня мер поддержки дальневосточного экспорта недостаточно. Не очень активно продвигается и бренд Made in Russia в Китае. Выход же на китайский рынок в одиночку – целый квест для предприятий.
«Облегчить его прохождение может появление в Поднебесной российских торговых домов, – считает Илья Амирханов. – Несколько лет назад мы пробовали создать такой торговый дом, экспортируя мороженое в КНР. И этот шаг был успешным. К сожалению, пандемия свела тогдашние усилия к нулю, и сейчас появилась идея сделать «второй заход» – уже в рамках ассоциации. Сотрудники торгового дома будут привлекать к взаимодействию китайские сети, договариваться с ними, контролировать поставки продукции. Для этого у ассоциации есть и компетенции, и опыт. Но в создании торгового дома нужна помощь государства».
Кластерный подход
Обрести конкурентоспособность и выйти на «большие» рынки можно только с серьезными объемами производства.
«Если ты выпускаешь, грубо говоря, 2 килограмма продукции в день, они окажутся золотыми. Пусть даже это суперклассная продукция, но ее цену люди не смогут заплатить», – отмечает Илья Амирханов.
По его словам, пищевой промышленности остро требуется государственная поддержка. В первую очередь, для обновления оборудования, которое в большинстве компаний морально и физически устарело. Кроме того, предприятия «пищевки», как правило, работают в сложных условиях, платят большие деньги за аренду помещений, причем помещений, изначально не приспособленных для производства продуктов, и физически не способны наращивать объемы выпуска товаров. Все взаимосвязано: без сбыта ты не можешь инвестировать, а без инвестиций не получишь товар, который нужно отправить на сбыт.
Поэтому еще одна идея дальневосточных предпринимателей – создание отраслевых кластеров на определенной территории с обеспечением низкой стоимости аренды и возможностью удешевления энергии за счет выбираемых объемов. Большая площадка со складами для сельхозпродукции, с производственными мощностями, инкубатором для стартапов, общими службами сбыта, закупок и логистики, с лабораториями и научными отделами. По сути – агротехнопарк со льготными условиями для переработчиков пищевой продукции и для аграриев, которые получают практически гарантированный сбыт. Мечта? Как считает Илья Амирханов, с помощью региональных властей она может стать реальностью. Нужна территория, нужна инфраструктура.
«Мы подсчитали, кластер даст очень большой экономический эффект, – говорит он. – Вплоть до двукратного увеличения ВРП региона. В 2022 году предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края отправили в другие регионы страны 240 миллиардов рублей, чтобы купить и привезти сюда сырье, а также различные пищевые продукты. Деньги огромные. Можно себе представить, как изменится экономика субъекта, если оборот хотя бы части этой суммы будет происходить здесь».
Михаил Кузнецов, директор ФАНУ «Востокгосплан»: К предложениям дальневосточных предпринимателей стоит прислушаться. Создание сельскохозяйственного кооператива – это способ снизить число посредников, организовать централизованные закупки, обеспечить фьючерсные контракты. Обязательная доля местной продукции на полках торговых сетей – непростая тема. Да, ограничения конкуренции почти всегда нежелательны, но «региональные полки», необходимость которых сегодня обсуждают в Госдуме, могут иметь очень большое значение для развития местного производства.
Безусловно, нужна поддержка дальневосточного экспорта, разумна идея торговых домов. Скажу больше, надо обратить адресное внимание на устойчивые компании среднего и малого бизнеса в ДФО. «Востокгосплан» насчитал около 300 таких предприятий, растущих на 25-30% в год. Если им чуть-чуть помочь, прежде всего с повышением производительности труда, с доступом к финансированию, выходом на экспорт, то через несколько лет мы получим мощные производства. Экономика станет более диверсифицированной, динамичной. В ней появятся компании, уже прочно интегрированные в международные рынки. Вот тогда мы в полной мере реализуем, наконец, преимущества Дальнего Востока.