Может ли экономическое развитие территории происходить в гармонии с природой, каковы перспективы работы Северного морского пути и как надо изменить законодательство, чтобы сохранить естественную экосистему Арктики, обсудили 24 января 2024 года в Москве в ходе деловой программы «Дня Дальнего Востока и Арктики» на площадке Международной выставки-форума«Россия».  

Почему беспокоятся индийцы

О ключевых аспектах экологической повестки Минвостокразвития России в Арктической зоне РФ на экспертной панельной сессии «Сохранение экологии как приоритет в развитии Арктических территорий и северного морского пути» рассказал директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.

«Российская Арктика – это 4,8 млн кв. км, 28% территории страны, богатейшие запасы природных ископаемых. Ключевым элементом Арктической транспортной системы является северный морской путь (СМП), самый короткий путь из Европы в Азию, дающий возможность транспортировки углеводородного сырья на отечественные и международные рынки, важный фактор жизнеобеспечения арктических регионов (северный завоз). Его развитие – стратегический приоритет государственной политики РФ, – подчеркнул Михаил Кузнецов. – Главный драйвер развития СМП – увеличение объема грузоперевозок. Оно влияет на рост ВРП и количества рабочих мест в регионах».

Но расширение масштабов промышленной деятельности при реализации крупных бизнес-проектов, происходящие и прогнозируемые климатические изменения, а также действие накопленного ущерба негативно влияют на экосистему Арктики. Нужно найти баланс между интересами экономики и необходимостью сохранить хрупкую природу Севера.

«При этом нельзя забывать, что Арктика – территория мирового значения. Например, на одной из сугубо «арктических» конференций я встретил делегата из Индии. Спрашивается, что он там делал? Да очень просто: у них от климатических изменений в Арктике зависит урожай», – рассказал директор «Востокгосплана».

В числе основных экологических рисков в акватории СМП и на прилегающих территориях Михаил Кузнецов назвал:

  • разлив топлива (нефти и альтернативных видов – метанола, аммиака, водорода, СПГ),
  • выбросы парниковых газов от судоходства,
  • аварии при реализации проектов по недропользованию и развитию минерально-сырьевой базы (возникает опасность глобального изменения климата за счет выбросов чистого метана),
  • накопление отходов, формирующихся при осуществлении северного завоза (например, тары и упаковки от завозимых грузов, в том числе топливных),
  • радиационное загрязнение отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами.

Негативное влияние на экологическую безопасность территории оказывают и другие факторы – хозяйственная деятельность человека, рыбный промысел (и легальный, и нелегальный), световое и химическое загрязнение среды, а также засорение водных объектов – в том числе микропластиком. Губительными для уникальной арктической фауны могут стать нарушение и сокращение местообитаний зверей и птиц, изменение миграционных стоянок и кормовой базы.

Снизить риски? Можно!

Эксперты ФАНУ «Востокгосплан» представили ряд предложений по минимизации экологических рисков в Арктике. Среди них, например, разработка руководства по ответственному судоходству в акватории СМП. Оно должно включать определение оптимальных маршрутов прохождения судов, требование к снижению их скорости в определенных районах, и даже создание системы мониторинга и единой базы данных о встречах морских млекопитающих в арктических морях России для обмена этой информацией между судами в режиме реального времени.

По мнению ученых, требуется также создание подсистемы «Государственный мониторинг в акватории СМП» – единой системы государственного экологического мониторинга.

Для утилизации отработавшего ядерного топлива и реабилитации территорий понадобятся суда обслуживания объектов использования атомной энергии в Арктике. Необходима и модернизация флота с переходом на экологически чистое топливо с низким уровнем воздействия на окружающую среду, а также установка мобильных комплексов для ликвидации аварийных разливов нефти и водолазных систем на атомные ледоколы.

Как отмечает Михаил Кузнецов, необходимый шаг – совершенствование законодательства в сфере охраны окружающей среды. Нужно установить требование по распространению мониторинга и системы контроля выбросов загрязняющих веществ не только на объекты I категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, но и на «менее опасные». Кроме того, по утверждению директора ФАНУ «Востокгосплан»,  необходимы требования по созданию постов наблюдения в зоне перегрузки пылящих грузов, а также по их перевалке и хранению в границах населенных пунктов только закрытым способом. Наконец, надо разработать методику расчета «пыли каменного угля» от стационарных неорганизованных источников выбросов.

Невечная мерзлота

Одна из сильнейших климатических угроз для нашей страны – таяние вечной мерзлоты. Процессы изменения климата на Севере идут быстрее, чем в других частях планеты. За последние 20-30 лет температура мерзлотных грунтов в Арктике поднялась на 0,5-2 градуса, это увеличило глубину подтаивания порой до 40 сантиметров. 

Переход вечной мерзлоты в нестабильное состояние (то самое таяние) влечет за собой снижение несущей способности грунтов.

По подсчетам ученых, совокупный экономический ущерб от деформации и разрушения зданий и сооружений в Арктической зоне может достичь пяти триллионов рублей в нынешних ценах. Директор ФАНУ «Востокгосплан» указал на ограниченность сети мерзлотных наблюдений для обеспечения мониторинга температур и свойств грунтов, а также на отсутствие межведомственной системы государственного комплексного мониторинга и управления состоянием вечной мерзлоты.

«Создание системы мониторинга вечной мерзлоты необходимо, – уверен Михаил Кузнецов.В процессы взаимодействия в такой системе должны быть включены самые разные министерства и ведомства».

Сила «АРКТЕКА»

Обеспокоенность экологической безопасностью северных регионов выражает и бизнес. Он заинтересован во внедрении новых решений, которые позволят существенно снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду.

Научные организации и инновационные компании-разработчики способны предоставить такие решения. Доказательством служит Арктический технологический конкурс «АркТек-2023», организованный ФАНУ «Востокгосплан», Минвостокразвития России и Министерством иностранных дел РФ. В декабре 2023 года в МГТУ им. Н.Э. Баумана подвели итоги конкурса.

Авторами задач стали индустриальные партнеры «АРКТЕКА» – ГК «Росатом», ПАО «ГМК Норильский никель», ПАО «Совкомфлот», ПАО «НОВАТЭК», АО «Группа компаний Медси».

«Сила конкурса «АРКТЕК» в том, что это был не только смотр и отбор существующих научных и технологических разработок, полезных для развития Арктики. Конкурсанты успешно решили актуальные для работающих в Арктике компаний технические задачи, которые сами компании и поставили», – отметил Михаил Кузнецов.

В числе вышедших в финал «АРКТЕКА» разработок оказались и те, внедрение которых поможет сохранению экосистемы Севера.

Например, система мониторинга и прогноза физико-механических свойств морского льда по трассе Севморпути, «умный» комплекс инженерного анализа, помогающий качественно проектировать и моделировать основания фундаментов на мерзлоте, модульное беспилотное воздушное судно «Роболёт Р1», адаптированное к условиям Арктики.

Конкурсная комиссия отметила также идеи организации лоцманской проводки в портах РФ с помощью коптера, создания аппаратно-программного комплекса автоматизированной системы сбора характеристик морского льда и состояния ледяного покрова для валидации ледовых карт, разработку технологии маркировки айсбергов для последующего обнаружения судами и другие проекты.