На научно-практическом форуме «АРКТЕК: наука и технологии для развития Арктики», ставшим отправной точкой Арктического технологического конкурса АРКТЕК состоялось 5 питч-сессий, на которых было представлено 56 научных и технологических разработок, полезных для развития Арктики. В частности, на питч-сессии «Транспорт и инфраструктура Арктики» было презентовано три инновационных разработки в сфере судостроения.
Мелкосидящий ледокол ПОМОР и Речную ледовую приставку «ПОМОР-Р» представили разработчики ООО «РУССКИЙ ЛЕДОКОЛ», члены Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. Разработанная модель ледокола с носовыми ступенчатыми обводами, винтами в кормовых туннелях, водометным рулевым устройством и носовым подруливающим устройством с горизонтальным винтом и азимутальными соплами ступеням при мощности 8-10МГв сможет преодолевать лед толщиной 2 м, оставляя за собой чистый канал. Стоимость – 5-6мрд руб. При подобных размерах корпуса ледоколы «Варандей» и «А. Санников» при мощности 18мГв могут преодолевать лед толщиной 1.7м, а стоят 18мрд.руб. При этом проделанный ими судоходный канал бывает забит обломками всплывшего льда, которые довольно быстро смерзаются, и всю работу приходится начинать заново.
Модель мелкосидящего ледокола ПОМОР и Речная ледовая приставка «ПОМОР-Р» прошли успешные испытания. Разработки могут продлить навигацию на северных реках или даже обеспечить круглогодичное речное судоходство, без перебоев доставляя социальные и бизнес-грузы.
Проект «Многофункциональное малотоннажное морское судно для экспресс-доставки людей и грузов в акваториях полярных морей» представила команда инженеров-конструкторов компаний ООКБ Квадрассея, ООО «Судорыбтехмаш», ООО «Преголь-Сервис».
Маломерное всепогодное судно способно передвигаться со скоростью 200 км/ч по воде, льду, болотам, пескам, обладает высокой маневренностью и не требует причала для швартовки, может выходить на берег. В разработке не применяется система воздушной подушки. За счет низкого давления на грунт и воду судно перемещается по принципу «водомерки» – глубина осадки составляет менее 0,5 м, а перемещение идет за счет движения сложного по конструкции полотна с комбинированным типом передачи крутящего момента.
Разработка может кардинально улучшить транспортную инфраструктуру и снабжение населения в Арктике, обеспечить развитие туризма на Крайнем Севере
Проект всепогодной, всесезонной арктической транспортной платформы универсального назначения «СуперАрктика+» для круглогодичной навигации на протяжении всей трассы Северного морского пути и круглогодичного применения в Арктике представил стартап АТПУН «СуперАрктика».
Арктический технологический конкурс АРКТЕК организован ФАНУ «Востокгосплан» при поддержке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерства иностранных дел Российской Федерации, ГК «Росатом».
Заявки на участие в АРКТЕК принимаются до 8 июня 2023 года на сайте конкурса.