В рыбопромысловом флоте СССР было 7 тыс. судов, к 2021 году их осталось 825. Из них 576 судов или 70% рыбопромыслового флота России размещено на Дальнем Востоке, где добывают 72,9% российских водных биоресурсов (ВБР).
- 31,3 года – средний возраст рыболовецких судов в ДФО,
- 92% судов рыбопромыслового флота ДФО за пределами нормативных сроков эксплуатации,
- 62% рыболовецких судов ДФО построено за рубежом.
До недавнего времени в России рыболовецких судов не строили, предпочитая заказывать их производство за рубежом – в Турции или в Норвегии – там строят быстрее (2 года против 3 лет в РФ), и обходится судно дешевле.
Так, 30 декабря 2022 г. в порт Петропавловска-Камчатского пришел супертраулер «Владимир Бирюков». Ранее на Камчатку прибыл еще один супертраулер «Георгий Мещеряков». Оба судна построены по заказу АО «Океанрыбфлот» на судоверфи «Терсан» в Турции, общий объем вложенных предприятием инвестиций – 13 млрд рублей. Производительность супертраулера длиной 108 и шириной 20 метров в 3 раза превышает показатели большого морозильного рыболовного траулера. АО «Океанрыбфлот» запустили инвестпроект в конце 2015 года, суда построили за 2 года.
За 20 лет на зарубежных вервях для отечественных рыбопромысловых компаний построили 10 судов. Обновление флота составило не более 1,5-2%. Россия, обладающая богатыми водными биоресурсами, последние 30 лет теряла способность их добычи.
Согласно ст. 62 Конвенции ООН по морскому праву, если страна не способна освоить национальные запасы водных биоресурсов, на них могут претендовать другие страны.
Одной из первых попыток исправить ситуацию стала в 2012 году госпрограмма «Развитие судостроения на 2013-2030 годы». В 2016 году Федеральным законом от 3 июля 2016 года №349-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». В частности, введены квоты добычи водных биоресурсов на инвестиционные цели, или «квоты под киль».
Их суть сводится к распределению 20% квот на вылов между рыбопромысловыми компаниями, которые обязуются инвестировать в строительство судов и в течение 5 лет начать добычу на новых кораблях. Или построить в РФ рыбоперерабатывающее предприятие.
«Квоты под киль» должны были направить частные инвестиции в долгосрочное развитие рыбного хозяйства РФ. Ведь деньги в отрасли есть – отношение рентабельности к налоговой нагрузке в рыболовстве почти в 10 раз выше, чем в добыче полезных ископаемых.
Постановления от 25 мая 2017 года №632, №633, от 29 мая 2017 года №648 уточнили программу, определили требования к инвестпроектам, правила их расчёта и отбора. Одним из ключевых стало требование о том, что с 2020 г. не менее 40% стоимости строительства судна должны составлять материалы, работы и услуги российских компаний.
К середине 2020 года по итогам аукционов на квоты были размещены заказы на строительство 78 судов, общая стоимость составила более 228 млрд руб. (ИАА «Портньюс»)
Из 15 верфей в РФ заложивших новые суда было только 3 дальневосточных предприятия – стоимость строительства рыболовного судна на Дальнем Востоке оказалась на 20% выше, чем в центральной России.
Для развития судостроения на Дальнем Востоке Минвостокразвития предложило в рамках второго этапа инвестиционных квот на вылов рыбы придерживаться принципа «где ловишь – там и строишь».
На прошлой неделе на Дальнем Востоке появились хорошие новости.
На Камчатке впервые за несколько десятилетий возобновлено строительство рыболовецких судов. ООО «Научно-производственный центр “Торсиотест”» продолжает строительство шести малотоннажных сейнеров для рыболовецкого колхоза им. В. И. Ленина. Уже завершена сборка корпусов двух малотоннажных сейнеров. Их назначение – вылов и транспортировка рыбы в грузовом трюме на береговую фабрику предприятия для дальнейшей переработки. В 2023 году построят два малых рыболовецких сейнера. Строительство судов стало возможным благодаря участию колхоза им. Ленина в программе инвестиционных квот.
Мы еще вернемся к теме судостроения на Дальнем Востоке и надеемся, что хороших новостей в этой сфере будет все больше и больше.
При подготовке материала использованы как собственные исследования ФАНУ «Востокгосплан», так и открытые источники.