«В современном мире не так часто появляются новые транспортные артерии, но мы с вами являемся свидетелями именно такого масштабного события, участвуя в развитии северного морского пути (СМП) в Арктике», – отметил Михаил Кузнецов, выступая на стратегической сессии «ESG-принципы: возможности для развития Арктики в новых геополитических реалиях» в рамках Северного форума в Якутске.
В докладе «Развитие транспорта и инфраструктуры в Арктике как основы устойчивого развития региона» директор ФАНУ «Востокгосплан» подчеркнул, что тема транспорта является одной из важнейших для устойчивого, жизнеспособного развития арктических территорий РФ.
«Мы рассматриваем сейчас Арктику с точки зрения хозяйственного освоения. Но при этом необходимо, как это и закреплено в стратегических документах, всегда хозяйственное освоение разворачивать последовательно, поэтапно, синхронизируя с развитием инфраструктуры, так, чтобы общая нагрузка и на экосистему, и на транспортные пути была посильной и не приводила к сбоям и рискам, связанным с техногенным воздействием», – отметил М. Кузнецов. И рассмотрел эффекты, возможности и риски развития северного транспортного коридора в Арктике.
По его словам, Арктика – главная транспортная артерия для перевозки полезных ископаемых. Грузопоток с каждым годом растет. Заявляемые компаниями цифры очень амбициозны. Это уже не десятки, а сотни миллионов тонн грузов для перевозки несопоставимые с рекордом советского времени в 6 млн т.
Еще одна важная роль СМП, связанная с устойчивым развитием северного региона, – Северный завоз. Это линия снабжения жизненно необходимыми грузами удаленных территорий. Сейчас по СМП перевозится около 1 млн т грузов этого назначения. Якутия – рекордсмен, доставляет по своим транспортным путям 1,7 млн т грузов ежегодно.
Эксперты ФАНУ «Востокгосплан» проанализировали, как Северный завоз влияет на все сферы жизни людей. Так, при уровне инфляции в России в 12%, в отдаленных северных территориях этот показатель – 17%. То есть на 5-7% стоимость жизни выше, чем в среднем по России, из-за дорогой транспортной составляющей.
Минвостокразвития РФ при участии ФАНУ «Востокгосплан» разработали важнейший проект закона о Северном завозе, который введет единые правила и меры финансовой и инфраструктурной поддержки северного завоза.
Аналитики ФАНУ «Востокгосплан» рассчитали эффекты от развития СМП. Это совокупный прирост:
- валовой добавленной стоимости более чем на 25 трлн руб. с 2022 по 2035 год
- налоговых поступлений более чем на 10 трлн руб.
«И еще один приятный бонус развития СМП – транзитный коридор между Европой и Азией. Развитие транспорта и инфраструктуры в Арктике – это фактически создание национального богатства, которое требует бережной поддержки», – подчеркнул Михаил Кузнецов.
При развитии транспортной системы Арктики необходимо учитывать специфику региона:
- Значительная часть территорий Арктики не связана с остальной частью страны регулярным магистральным сообщением (ж/д и автомобильными дорогами).
- Ярко выраженная сезонность и труднопроходимый природный рельеф территории.
- Важная роль водного транспорта для инвестиционных проектов и населения.
Растущая деловая активность в Арктике вскрыла новые вызовы:
- При росте спроса на грузоперевозки Арктических ресурсов важно оберегать хрупкую экосистему макрорегиона.
- Мультимодальность перевозок требует новых технологических решений.
- Дефицит судоремонтных мощностей диктует необходимость возрождения и развития отечественного судоремонта.
- Значительные климатические изменения требуют создания единой системы мониторинга и управления транспортной системой АЗ РФ.
Текущие приоритеты развития транспортной системы в Арктике:
- Обеспечение флотом и ледоколами проектов на СМП
- Формирование независимой технико-технологической системы обеспечения безопасной навигации в северных широтах
- Развитие системы речного транспорта, дноуглубительные работы
- Строительство и реконструкция портов и терминалов
- Углубление магистрального транспортного сообщения.
ФАНУ «Востокгосплан» вносит свой вклад – создаёт прогнозные модели для различных сценариев развития транспортных коридоров и инфраструктуры в Арктике для крупнейших участников. Наши разработчики создали «Цифровой двойник Северного завоза» и Информационно-аналитическую систему «Арктическая зона РФ» для мониторинга, анализа сценариев развития и прогнозирования событий, а также принятия обоснованных комплексных управленческих решений для устойчивого развития Арктики.