О «Цифровом двойнике» северного завоза рассказал Российской газете директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.
В Госдуме РФ продолжается доработка основных положений законопроекта о северном завозе. Документ позволит установить для всех определенные правила игры, сделав процесс доставки ресурсов в Арктику более прозрачным и понятным. Напомню, пока у термина «северный завоз» правовой статус отсутствует вообще.
Проект закона подготовлен на базе модели «Цифровой двойник северного завоза», которую создал «Востокгосплан». И этот программный продукт уже работает в пилотном варианте в Якутии. Частью его является информационно-статистическая система. Во-первых, она показывает, где, чего и сколько «съедается и сжигается». Во-вторых, демонстрирует, каким маршрутом везут необходимый груз. В-третьих, мониторит: все ли идет так, как надо. Другая составляющая «Цифрового двойника» — оптимизационная модель. Она позволяет выбрать лучшие из доступных способов транспортировки (включая, например, тяжелые дроны), оценить их стоимость, подсчитать необходимые субсидии.
Сегодня мы собрали и визуализировали огромную базу данных по всем регионам, участвующим в северном завозе. Она позволяет оценить фактическую реализацию нынешних поставок и сделать прогноз на следующий период. Наши специалисты благодаря разработанной модели научились проводить сравнительный анализ различных путей завоза (текущего — по железным дорогам и рекам, с доставкой лихтеровозом через Северный морской путь и так далее) и оценивать экономический эффект.
Вот пример. Мы сравнивали базовый вариант северного завоза в Якутии с альтернативными сценариями транспортировки заданных объемов, рассчитав их в «Цифровом двойнике». Так мы определили, что включение в эту систему железнодорожных перевозок до Нижнего Бестяха и Усть-Кута снижает стоимость перевозки на пять процентов, применение лихтеровоза на Северном морском пути из Санкт — Петербурга — на 5,5, использование того же Севморпути с доставкой из центральных регионов — на 11,3, а комбинация доставки грузов судном «река-море» и лихтеровозом по СМП экономит 17 процентов текущих транспортных расходов.
Работа «цифрового двойника» направлена на снижение логистических издержек бюджета и повышение надежности доставки
Он позволяет прокладывать маршруты как для отдельных транспортных единиц, так и для групп грузов с учетом возможностей их хранения и перевалки. При необходимости гибко и в любой момент дополнительно прописываются маршруты, а результирующие показатели автоматически пересчитываются.
Чтобы дополнить результаты «Цифрового двойника», мы совместно со специалистами из Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета создаем математическую модель, которая будет учитывать климатические условия, периоды вскрытия и замерзания рек, начала и конца работы зимников, а также другие параметры. Наши предварительные результаты показали, что подход, при котором открытие и закрытие сроков навигации определяется административным методом, устарел и ведет к увеличению транспортных издержек операторов завоза. Мы же планируем привязывать такие расчеты к реальным климатическим условиям, что также повлияет на сокращение издержек. До конца года эта математическая модель будет создана.