7 сентября директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов выступил на сессии «Сценарии применения и развития беспилотных технологий в регионах» Международного форума беспилотных аппаратов всех сред «Крылья Сахалина».

Источник: Росконгресс

Участники сессии обсудили условия формирования новой отрасли и возможные сценарии применения беспилотнников для решения промышленных, логистических, социальных и других  задач в разных средах – на море, в воздухе, на земле.

Напомним, что 1 января 2024 года в России запущен новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС)». Главная его цель – обеспечить технологическую независимость России и сформировать к 2030-2035 гг новую высокотехнологичную отрасль экономики.

«С 2024 года реализуется нацпроект для поддержки разработчиков и производителей беспилотников. Но самое сложное не выделить субсидию, а наладить взаимодействие производителя и заказчика. Заказчик не всегда понимает, что ему это выгодно, основная преграда в головах людей, которые привыкли что-то делать стандартным способом. Нашим компаниям-производителям беспилотников приходится постоянно разрушать стереотипы. Поэтому организационные инструменты интеграции сейчас ключевые», –  поделился Алексей Сердюк — начальник Управления беспилотных систем и робототехники Минпромторга РФ.

Министерство промышленности и торговли РФ отвечает за выполнение нового национального проекта, но для его реализации усилия объединили сразу несколько министерств.

Источник: Минпромторг РФ

«Сценарии применения беспилотников должны «сшивать» все наши нацпроекты. Государственный гражданский заказ – новая сущность, которая запустит отрасль беспилотников, но в будущем она  должна встать на рыночные рельсы», – подчеркнул начальник Управления беспилотных систем и робототехники Минпромторга РФ.

Источник: Минпромторг РФ

Для формирования новой отрасли Минпромторг РФ организовал проектный офис – АНО «Федеральный центр беспилотных авиационных систем», который занимается сбором и анализом информации о разработчиках БАС, возможных направлениях применения беспилотников в различных сферах экономики и социальной сферы, а также выявляет барьеры развития новой отрасли, оценивает необходимый объем инвестиций и потенциальные эффекты от внедрения беспилотников.

«В данный момент Федеральный центр БАС разрабатывает финансово-экономическую модель всей отрасли беспилотников. Цель разработать 40 сценариев применения БАС. Очень важно внедрение сценариев на уровне регионов. Сахалин дал более 60 сценариев в нашу Библиотеку сценариев. И каждый из них мы вместе с Федеральным центром БАС прорабатываем и находим экономику. Сейчас готовы 24 сценария, все они доступны в государственной информационной системе промышленности (ГИСП). И мы уже видим, какие значительные позитивные эффекты даст внедрение БАС», – пояснил Алексей Сердюк.

Источник: Минпромторг

Все действующие нацпроекты технологического лидерства опираются на существующие отрасли, в случае с беспилотниками с нуля создается новая. Для решения такой задачи важно объединить усилия экспертов, ученых, разработчиков, представителей транспортно-логистических, промышленных компаний, социальной сферы.

«Федеральный центр БАС – это институт развития отрасли. Мы создаем отрасль, получаем первую статистику из многочисленных исследований и опросов экспертов, по крупицам собираем экономику. Мы также разрабатываем рекомендации для регионов по формированию условий для развития отрасли, чтобы беспилотные технологии быстрее внедрялись и давали экономические эффекты», – пояснил   заместитель генерального директора  АНО «Федеральный центр беспилотных авиационных систем» Александр Голяшев.

Для развития отрасли необходимо не только поддерживать разработчиков беспилотников и стимулировать спрос. Важно создавать федеральную инфраструктуру и нормативную базу.

«Сейчас на рынке много разработчиков беспилотников. Каждый создает свои протоколы и стандарты. Нередко разработчики используют открытые модели искусственного интеллекта, даже не подозревая, что они  инфицированы. Разработчики сами приписывают своим изделиям различные характеристики, и эти оценки никто не перепроверяет. В результате, на рынке вроде много разработок беспилотников, но заказчик не может выбрать подходящий аппарат, потому что не уверен, справится ли именно этот дрон с его конкретной задачей. Характеристики и виды решаемых задач беспилотника должны быть подтверждены путем натурных испытаний на полигоне. Полигон должен стать независимым сервисом для заказчика, регуляторов, разработчика и одновременно образовательной базой», – пояснил  генеральный директор ООО «Альвекс» Дмитрий Черниченко.

Источник: ООО “Альвекс”

По мнению экспертов, на Дальнем Востоке перспективным направлением является доставка грузов беспилотниками, поскольку перевозка не очень крупных грузов на удаленные территории авиакомпаниям коммерчески не  интересна, а мультимодальные перевозки не всегда возможны и в целом обходятся отправителю груза дороже. Однако для запуска направления необходимо еще многое сделать.

«Сервисам по беспилотной доставке грузов необходимо сформировать четкое торговое предложение – какие грузы на какое расстояние в каике сроки и по какой цене они готовы доставлять. Необходимо на уровне федерального законодательства регламентировать регулярные перевозки грузов беспилотниками. Кок только мы начнем решать задачи для потребителей, так сразу появятся деньги для развития отрасли», – отметил  член комиссии Общественной палаты России Константин Ярошенко .

В рамках программы Муравьев-Амурский, готовящей кадры для государственной службы на Дальнем Востоке, сформирована группа, занимающаяся проектом развития БАС. О работе группы рассказал директор  ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов, являющийся одним из ее инициаторов и наставником входящих в группу курсантов.

«Наша задача от разовых испытаний перейти к системному бизнесу и к созданию Дальневосточной беспилотной авиакомпании. На первом этапе мы изучили международный опыт. За рубежом уже есть успешные бизнес-кейсы сервисов по доставке грузов дронами. Среднегодовой темп рота этого рынка за рубежом более 20%. Сейчас мы нашей группой изучаем отраслевые потребности в беспилотниках на Дальнем Востоке – от агросектора и энергетики до  добычи полезных ископаемых и туризма. Мы сотрудничаем с Федеральным центром БАС –  считаем устойчивые бизнес-модели, то есть при каких условиях заказа, регуляторной базе бизнесы будут устойчиво развиваться, а также разрабатываем меры поддержки, которые обязательно включим в разрабатываемую сейчас Стратегию развития Дальнего Востока», – рассказал директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.

По мнению спикера, на Дальнем Востоке внедрение беспилотников сдерживают следующие факторы:

  1. Отсутствие массового спроса и системной интеграции: разрозненные пилоты, а не массовые закупки; отсутствуют отработанные ТЗ, нормы, KPI. Региональные бюджеты не включают расходы на БПЛА как стандартную статью.
  2. Техно-пессимизм и недостаток «беспилотной грамотности», сопротивление изменениям, дефицит образования
  3. Отсутствие индустриальных стандартов и цифровой платформы управления (форматы данных; протоколы безопасности; стандарты оценки эффективности)
  4. Неочевидность экономики внедрения: многие решения пока не масштабированы и потому дороги; отсутствует механизм экономического возврата с внедрения: нет субсидий, нет включения в агрострахование или тарифы на ЖКХ, не хватает механизмов финансирования пилотных проектов — особенно для малого и среднего бизнеса.

В ходе обсуждения, эксперты обозначили целый ряд необходимых элементов для создания отрасли.

Национальная система регистрации  дронов – должна обеспечить безопасность населения и гражданских объектов – мы точно должны знать, какой аппарат и для выполнения какой задачи находится в небе, в море или перемещается по улице города.

Единые протоколы, стандарты и безопасное ПО – наиболее эффективно робот работает не сам по себе, а когда есть межкомплексное межсредовое взаимодействие. Роботы должны без барьеров взаимодействовать друг с другом, а используемое разработчиками ПО должно проходить независимую оценку на предмет безопасности. Важно от пространственного деления рабочих сред (воздух/земля/море) перейти к сквозным функциям.

Сеть дронопортов по всей стране – дронопорты важно создавать вблизи транспортно-логистических хабов (аэропортов, морских портов, перевалочных пунктов и т.п.)  

Страхование грузов – необходимо разработать нормативно – правовую базу, обеспечивающую защиту интересов участников рынка, на котором используются беспилотники. Например, если дрон попал в аварию, кто отвечает за сохранность груза, разработчик аппарата или его эксплуатант?   

Система подготовки кадров – предоставять сервисы с применением беспилотников должны квалифицированные, прошедшие специальную подготовку операторы.

Классификация беспилотников по ключевым характеристикам и решаемым задачам – в паспорте дрона должны быть указаны не только его технические характеристики (грузоподъемность, дальность перемещения, автономность и др.), но и типовые задачи, для выполнения которых беспилотник предназначен.

Стандарты технического обслуживания, топливный стандарт и ремонтная база – при промышленной эксплуатациипотребуется регулярно проводить техническое обслуживание и ремонт дронов.

Система полигонов для проведения натурных и полунатруных испытаний беспилотников  – натурные испытания дронов на полигоне должны стать обязательной последней стадией перед запуском аппаратов в эксплуатацию, на которой дрон должен получать оценку комиссии независимых квалифицированных экспертов.

Меры государственной поддержки – создание центра компетенций, налоговые стимулы, и при этом поддержка должна быть не только для разработчиков дронов, необходимо поддерживать конечный продукт – сервис, инфраструктуру.