За январь-февраль 2025 года оборот розничной торговли на Дальнем Востоке увеличился по сравнению с данными соответствующего периода прошлого года на 9%, и этот рост опережает среднероссийский (3,8%).

Положительная динамика отражает рост потребительского спроса. В 2024 году оборот розничной торговли в ДФО составил 3 084 млрд рублей. По сравнению с показателем 2023-го он увеличился на 7,1% (в РФ – на 7,2%). Доля оборота розничной торговли макрорегиона в общероссийском объеме – 6%.
Как отмечают эксперты ФАНУ «Востокгосплан», сохранению положительной динамики способствует рост реальных денежных доходов населения – на 6% в 2024 году к уровню 2023-го. Наиболее высокие темпы роста показателя – в Амурской и Еврейской автономной областях (109,8 и 108,9%). Наименьший показатель в Камчатском крае (100,1% к уровню 2023 года).

«Покупательная способность среднедушевых денежных доходов дальневосточников в 2024 году выросла до 2,6 потребительской корзины в месяц, оставаясь при этом ниже, чем в целом по стране (в РФ – 2,8). Сохраняется значительная дифференциация показателя между регионами – если доходы жителей Чукотского АО, Магаданской и Сахалинской областей обеспечивают покупку более 3,7 потребительской корзины, то в Республике Бурятия и Еврейской АО – двух», – подчеркнули в Востокгосплане.
Структура оборота розничной торговли на Дальнем Востоке не изменилась: удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил в 2024 году 52%, непродовольственных товаров – 48%. В структуре оборота розничной торговли в целом по стране все с точностью до наоборот: преобладает доля непродовольственного сектора – 52%.
В 2024 году в общем объеме оборота розничной торговли выросла доля продаж через Интернет – на 0,8 п.п. к 2023 году, составив 4,4%. При этом она остается в 2 раза ниже значения в целом по стране (9,4%). Наиболее высокие значения – в Магаданской области (7,2%), Приморском и Хабаровском краях (6,6% и 6,2% соответственно). Менее 1% доля онлайн-продаж в Чукотском АО и Республике Бурятия.
Рост оборота розничной торговли по итогам 2024 года отмечен во всех регионах ДФО. Наиболее высокие темпы роста зафиксированы в Магаданской и Еврейской автономной областях, Хабаровском и Приморском краях.

Большую роль в развитии торговли играют усилия региональных властей по продвижению продукции местных товаропроизводителей. Так, год назад в магазинах Забайкалья по инициативе краевого правительства появились брендированные полки с местными товарами по сниженным ценам: производители и продавцы договорились о минимальной торговой надбавке и минимальной отпускной стоимости. Например, популярная в регионе агинская «тушенка» на акционные полки попала с ценником в 189 рублей, тогда как обычная стоимость банки – примерно 240 рублей. По «особой» цене также продают яйца, каши с мясом, воду и лимонады, конфеты и рыбные пресервы…
Вплотную занялись региональные власти и внедрением новых форматов. Так, в Хабаровском крае запустили сайт для презентации продукции предприятий региона. А, например, в Республике Саха как магазин работает маркетплейс товаров якутских брендов на платформе сделановякутии.рф, здесь можно купить одежду, аксессуары, ножи, украшения, продукты питания.