Аналитики ФАНУ «Востокгосплан» рассказали, как пандемия коронавирусной инфекции повлияла на показатели экономики и социальной сферы регионов, входящих в состав ДФО, а также как бизнес приспособился к действиям ограничительных мер.
В условиях пандемии и введения ограничительных мер бизнес Дальнего Востока, как и вся российская экономика, оказался в трудной ситуации, а по отдельным направлениям испытывал повышенное давление из-за региональной специфики – дефицита трудовых ресурсов, экспортоориентированности экономики и низкого уровня её диверсификации.
В большей мере, чем в целом по стране, в 2020 году на 8,3% снизился объем производства в обрабатывающем секторе ДФО (по РФ – рост на 0,6%), в основном в связи с ориентацией крупных предприятий на экспортные рынки. Сектор добычи полезных ископаемых пострадал меньше (96,4% к уровню 2019 года против 93,1% по РФ), что связано, прежде всего, с многообразием добываемых ресурсов, динамикой спроса и цен, которые были разнонаправленными в период пандемии.
«Отдельным регионам даже удалось увеличить объем промышленного производства, в том числе Магаданской области за счет увеличения добычи и обогащения металлических руд, Республике Бурятия за счет роста добычи каменного угля, рудного золота, урана, а также производства высокотехнологичной продукции (вертолетной техники, авионики) », – сообщили эксперты.
Более заметно, чем в целом по стране, сократилась инвестиционная составляющая экономики ДФО. Объем инвестиций в основной капитал в макрорегионе снизился на 12,6% по сравнению с 2019 годом (в РФ – на 1,4%). Причиной стали не только корректировка планов инвесторов в результате негативного влияния пандемии, как например, оптимизация инвестиционных программ проектов Сахалин-1 и Сахалин-2, но и высокая база 2019 года, когда на территории ДФО был завершены инвестиционные фазы ряда крупных проектов, в том числе по строительству магистрального газопровода «Сила Сибири» и обустройству Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения на территории Республики Саха (Якутия).
В четырех регионах ДФО наблюдался рост объема капитальных вложений, в том числе в Хабаровском крае на 24,7%, Камчатском крае – на 21,2% , Забайкальском крае – на 20,5% и Чукотском автономном округе – на 9,1% за счет реализации проектов в области транспортной и логистической инфраструктуры, рыбопромышленного комплекса, а также добычи полезных ископаемых.
Положительную динамику показало сельское хозяйство Дальнего Востока. Наиболее значительный рост продемонстрировали Еврейская автономная область (117,9%), Сахалинская область (105,8%), Приморский и Хабаровский края (104,3 и 104,6% соответственно), что позволило ДФО опередить общероссийский рост (ДФО – 102,4%, РФ – 101,5%). Минимальный спад производства отмечен только в Забайкальском крае (99% к уровню 2019 года).
Розничная торговля в ДФО также продемонстрировала тенденции к росту – 97,5%, в том числе продовольственными товарами 100,3% (РФ – 96,8% и 98,4% соответственно) и динамику реальных располагаемых денежных доходов населения ДФО – 97,6% (РФ – 97%), что стало результатом менее жестких ограничительных мер, чем в западных регионах страны, а также меньшей продолжительностью их действия. Удалось избежать и резкого ухудшения ситуации на рынке труда – общий уровень безработицы вырос на 0,5 п.п до 6,5%, в РФ прирост показателя составил 1,2 п.п. до 5,8%.
Эксперты поясняют, что в целом степень влияния последствий пандемии на социально-экономическое развитие субъектов ДФО очень разная и зависела от многих факторов: степени диверсификации экономики, её структуры, обеспеченности заказами структурообразующих предприятий авиа- и судо- и приборостроения в рамках гособоронзаказа и действующих иностранных контрактов, уровня развития МСП, наличия инвестиционных проектов и производств, требующих привлечения иностранной рабочей силы и вахтовых работников.
Так, условия внешней конъюнктуры нанесли ощутимый удар по экономике регионов, специализирующихся на добыче нефти и алмазов, с другой стороны, выиграли регионы, где больше развита добыча цветных металлов, также в более благоприятной ситуации оказались приморские территории, так как из всех видов транспорта морские перевозки пострадали меньше всего».
Дальневосточным предприятиям в период пандемии пришлось менять привычные методы ведения бизнеса, решать проблемы дефицита кадров, осваивать новые рынки сбыта и искать новых поставщиков.
Пандемия существенно подхлестнула развитие на Дальнем Востоке Интернет-торговли – при росте в целом по стране в 1,8 раза, объем Интернет-продаж в ДФО вырос в 3 раза, активно развивается сервис доставки, возможности удаленного доступа к получению услуг, компании стали чаще привлекать на удаленную работу сотрудников необходимой квалификации из других регионов.
Успешный опыт смены приоритетов продемонстрировала туристическая отрасль макрорегиона. Сгладить негативные последствия пандемии, наряду с оказанием государственной поддержки, помогло смещение акцента на внутренний туризм, поддерживаемый запуском новых туристических направлений.
Наиболее эффективно это удалось сделать в Камчатском крае и Сахалинской области, положительные сдвиги отмечаются в Амурской области, Республике Бурятия, Хабаровском крае. Отрасль имеет значительный потенциал и имеет все основания стать настоящей новой точкой роста для экономики ДФО, которая проявилась как результат пандемии.
«Безусловно положительный вклад в стабилизацию ситуации внесли федеральные меры поддержки, в том числе подкрепление региональных бюджетов, предоставление отсрочек по налоговым, страховым и арендным платежам, грантов и льготных кредитов (на возмещение недополученных доходов, сохранение занятости и оплаты труда, проведение мероприятий по профилактике COVID-19), ослабление административной нагрузки, реализация программы «Туристический кэшбэк», осуществление дополнительных выплат отдельным категориям граждан», – заключили эксперты.