Климатические изменения, фиксируемые в Арктике, сказываются на транспортной инфраструктуре региона: сокращается время движения по сезонным дорогам и ледовым переправам, что в будущем может привести к необходимости пересмотра способов доставки товаров и грузов.
К такому выводу пришли эксперты ФАНУ «Востокгосплан» в рамках работы по изучению изменений климата, проведенной совместно с учеными с кафедры геокриологии геологического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Климатические ресурсы Арктической зоны Российской Федерации позволяют использовать ледовые переправы несколько месяцев в году, однако в последние годы этот период стал сокращаться. Эксперты ФАНУ «Востокгосплан» проанализировали влияние климата и дали прогнозную оценку сокращению периода ледостава.
«Ключевую роль в транспортной инфраструктуре Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) играют сезонные дороги (зимники) и ледовые переправы», – сообщают эксперты.
Ледовая переправа — это участок автодороги, проходящий непосредственно по льду водного объекта. В зимний период ледовки, как их иногда называют в России, нередко дают единственную возможность транспортного сообщения удалённых населённых пунктов с региональным центром, заменяя собой понтонные мосты и паромные переправы. Использование ресурсов холода для многих регионов АЗРФ является единственной возможностью организовать наземную доставку топлива и других жизненно важных грузов в населенные пункты.
Так, крупные ледовые переправы пересекают оз. Ловозеро, реки Северная Двина, Печора, Обь, Хатанга, Лена, Анадырский лиман и Чаунскую губу.
Как правило, устойчивые отрицательные температуры, позволяющие использовать подобные переправы, длятся 170 дней в европейской части России и 260 дней для полуострова Таймыр.
По словам аналитиков, вслед за изменениями климата, а следовательно, и изменением температур воздуха, меняется и ледовый режим на реках Арктики: смещаются сроки начала и окончания ледостава, снижаются значения толщины льда.
Например, в 2021 году, зимник, соединяющий Ненецкий автономный округ с Республикой Коми, открылся для движения лишь 1 февраля, что намного позднее обычных сроков. А в зиму 2019/20 гг. зимняя дорога начала функционировать 27 декабря – этот путь традиционно открывался до Нового года.
По данным экспертов, для севера европейской территории, включая реки Кольского полуострова и Карелии, сокращение периода становления льда составляет 11–14 дней.
Для рек Западной Сибири в пределах АЗРФ сроки ледостава смещаются на 4–5 дней в сторону более поздних. Эти изменения наиболее заметны для створа р. Обь – г. Салехард (где период ледостава особо важен в связи с эксплуатации ледовой переправы Лабытнанги – Салехард) и не отмечаются выше по течению. Для рек Восточной Сибири изменение сроков становления льда не превышает 2–3 дня, а заметные изменения отмечаются лишь с начала 2000-х годов.
«На большей территории Арктики аномалии многих показателей климатических ресурсов сильнее выражены именно в холодный период. Согласно оценкам по сценарию RCP 8.5 к концу XXI века, продолжительность периода ледостава для рек Кольского полуострова, низовьев рек Северная Двина и Печора сократится на 80 суток (т.е. на 40-50%) по сравнению со значениями 1986–2005 гг.», – предупреждают аналитики.
По их данным, процесс потепления меньше скажется на Восточной Сибири – ожидаемое сокращение периода ледостава здесь 30 суток, т.е. на 15–20%. «Снижение толщины льда к концу ледостава составит для большей части территории 30 см, что для рек европейского сектора и Западной Сибири составляет 30–40 % от современных значений. Наиболее заметные изменения ожидаются для рек Чукотского полуострова – толщина льда может сократиться на 50 см», – заключают эксперты.