11 декабря 2023 года состоялись финал и награждение победителей конкурсов АРКТЕК ИНЖИНИРИНГ и АРКТЕК НАУЧНЫЙ ПИТЧ. 35 команд из 14 регионов страны получили награды.
Организаторы конкурса – Восточный центр государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан»), Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерство иностранных дел РФ.
«Арктический технологический конкурс 2023 года дал не только ожидаемый результат – полезные для развития Арктики научные и технологические решения. Конкурс стал своеобразным исследованием, показавшим, в каких городах и научных центрах РФ идет реальная работа по созданию новых технологий. В одном ряду с университетами Москвы и Санкт-Петербурга научно-исследовательские центры Томска, Архангельска, Якутска, Вологды, Владивостока, Перми, Новосибирска, Саратова. Мы увидели, что в регионах России кипит научная жизнь и создаются новые технологичные решения, – отметил директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов. – Сила конкурса АРКТЕК в том, что это был не только смотр и отбор существующих научных и технологических разработок, полезных для развития Арктики. Конкурсанты успешно решили актуальные для работающих в Арктике компаний технические задачи, которые сами компании и поставили», – подчеркнул Михаил Кузнецов.
АРКТЕК ИНЖИНИРИНГ
В конкурсе АРКТЕК ИНЖИНИРИНГ участвовало 96 инженерных команд из 19 регионов РФ. Разработчики успешно решили технологические задачи, поставленные партнерами конкурса: ПАО «Совкомфлот», ПАО «НОВАТЭК», Госкорпорация «Росатом», АО «Группа компаний «Медси», ПАО «ГМК Норильский никель».
Государственная корпорация «Росатом»
Государственная корпорация «Росатом» предложила участникам АРКТЕК две задачи.
За решение задачи по адаптации промышленной 3D печати деталей методом аддитивного выращивания к климату Арктики первое место заняла команда М.В. Канищева (ООО «МИМИМИ», Москва), представившая аддитивный WAAM комплекс «Арк3Д» для печати крупногабаритных изделий из металла в Арктике. «Арк3Д» печатает детали размером до 2,5 метров как на побережье, так и на морском судне!
Второе место в этой номинации заняла команда «ИксВелд» из Перми во главе с М.Ф. Карташовым. Команда представила гибридное аддитивное производство заготовок и изделий из хладостойких сталей и сплавов электродуговыми и плазменными методами. Плазмотроны (горелки для образования плазмы) у команды собственной разработки.
ПАО «ГМК «Норильский никель»
Компания «ГМК «Норильский никель» предложила участникам конкурса найти технологические и аппаратно-программные решения для систем контроля качества свайных фундаментов зданий, построенных на вечной мерзлоте.
Победителем стал проект «Волновые методы неразрушающего контроля обследования зданий, сооружений, конструкций, фундаментов и грунтовых оснований», представленный командой «Альфасейсмика» И.А. Болдырева из Новосибирска. Предложенная система определяет техническое состояние здания с помощью волновой карты, полученной от датчиков.
Второе место в этой номинации заняла команда Н. А. Дуйсиналиева «ИНТЕРРАСКАН» из Москвы, предложив Аппаратно-программный комплекс для контроля оснований сооружений и свайных фундаментов. Используя электромагнитное зондирование, комплекс определяет опасные аномалии мерзлоты под фундаментами и их изменения.
Третьей в этой номинации стала команда В.Б. Бочурова «Аркон» из Якутска, которая представила Программно-аппаратный комплекс инженерного анализа оснований фундаментов на многолетнемерзлых грунтах «АРКОН». Он удаленно собирает показания датчиков и рассчитывает несущую способность фундаментов в режиме реального времени или с заданной периодичностью.
ПАО «Совкомфлот»
Компания «Совкомфлот» поставила перед конкурсантами четыре задачи.
«Развитие Арктики входит в число национальных приоритетов России. Одним из значимых направлений этой работы является повышение эффективности использования Северного морского пути в интересах российской экономики, что в свою очередь требует повышения безопасности ледового плавания в Арктике. Задачи, которые «Совкомфлот» включил в конкурс «АркТек», направлены именно на это, и мы с удовлетворением видим широкий спектр идей и решений, предложенных участникам конкурса. Уверены, что внедрение инноваций и впредь останется залогом лидерства России в Арктике», – сказал Алексей Хайдуков, первый заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот».
За решение задачи по организации лоцманской проводки в портах Российской Федерации с помощью коптера награду получила команда «ДронСолюшенс» из Москвы во главе с Д.С. Зубаревым. Команда представила комплекс SeaDrone ME на базе герметичного всепогодного беспилотного летающего аппарата. БПЛА успешно прошел испытания в условиях Арктики.
Команда А.С. Буянова из «Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота» (г. Санкт-Петербург) успешно справилась со второй задачей компании «Совкомфлот», представив на конкурсАппаратно-программный комплекс на базе лидарной технологии. Комплекс в режиме реального времени в любую погоду определяет безопасную дистанцию движения судна в караване.
С третьей задачей по разработке Системы мониторинга и прогноза физико-механических свойств морского льда по трассе Северного морского пути успешно справились две команды.
Первой стала команда С.В. Мельникова из Северо-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь), которая разработала систему из двух беспилотных летающих аппаратов для измерения характеристик и толщины морского льда.
Второе место заняла команда А.А. Осадчиева из Московского физико-технического института, представившая «Систему мониторинга и прогноза физико-механических свойств морского льда по трассе Северного морского пути»
Обе системы позволят эффективнее планировать маршруты по трассе Северного морского пути и увеличить скорость движения ледоколов.
Решение четвертой задачи компании «Совкомфлот» предложила команда «ВИЗАРД» С. А. Зубкова из Москвы, представив на конкурс проект «Методы и инструменты определения механизма дрейфа льда в Арктике с помощью буёв, установленных на лёд». Умный комплекс проводит аэрофотосъемку и анализ опасности объекта, обеспечивает доставку и установку радиомаяков беспилотниками и прием прямого сигнала на планшет штурмана.
ПАО «НОВАТЭК»
Компания «НОВАТЭК» поставила перед конкурсантами три задачи, решение которых обеспечит безопасную морскую навигацию в Арктике.
«Эффективное развитие Северного морского пути как надежного круглогодичного маршрута требует консолидации опыта ледовой навигации, применения новых технологических решений, внедрения лучших мировых стандартов безопасности мореплавания и подготовки кадров. В рамках конкурса АРКТЕК мы, прежде всего, хотели, чтобы как можно большее количество участников познакомилось с практическими аспектами работы в Арктике. Надеемся, что знания, полученные командами разработчиков, смогут в дальнейшем найти применение при решении реальных практических задач», – заявил Евгений Николаевич Амбросов, Заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК».
С разработкой аппаратно-программного комплекса автоматизированной системы сбора характеристик морского льда и состояния ледяного покрова для валидации ледовых карт лучше всех справилась команда А.С. Буянова из «Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота», город Санкт-Петербург. Команда представила на конкурс бортовой измерительный комплекс для оперативного сбора и обработки локальной ледовой информации в районе местонахождения судна. С помощью лазера автоматизированный комплекс проверяет характеристики льда и передает информацию на берег.
Со второй задачей по разработке инструмента оптимизации движения газовозов по трассе Северного морского пути успешно справились две команды.
Первое место заняла команда К.Н. Ерукова XOprog из Владивостока. Разработчики представили цифрового интеллектуального помощника прокладки маршрута по трассе – сервис GlassOk. На основе вводных критериев: время в пути, нелинейность маршрута, время ожидания и других, – сервис создает алгоритм построения маршрутной карты.
Второй в номинации стала команда Е.Б. Соколовой «Маринео» из Владивостока, представившая «Транспортно-логистическую систему для проводки судов во льдах». Система обеспечивает оптимальное время перехода судна во льдах. В основе прогнозного анализа лежат данные погодных и ледовых электронных карт, AIS, расчет времени захода и выхода из портов и другие параметры.
За решение третьей задачи ПАО «НОВАТЭК» по разработке технологии маркировки айсбергов для последующего обнаружения их с судна награду получила команда С.А. Зубкова (ООО «ВИЗАРД», Москва).
Группа Компаний «Медси»
Группа Компаний «Медси» поставила перед конкурсантами две задачи. Первая – создать аппаратно-программный телемедицинский комплекс для работы фельдшерско-акушерских пунктов с целью повышения доступности и качества оказания медицинской помощи жителям отдаленных поселений. Вторая – разработать систему организации пересмотра исследований лучевой диагностики в федеральном центре.
Лучшее решение первой задачи предложила команда Дмитриева В.С. «ТелемедХаб» из Вологды, представив комплекс дистанционного осмотра пациентов МедПАК для фельдшерско-акушерского пункта с разработкой сопутствующего программного обеспечения и интеграцией портативного оборудования.
Второй в этой номинации стала команда «Полесье» из Санкт-Петербурга во главе со Шваревым А.В., представив Медицинскую объединяющую систему телемониторинга – «МОСТ», которая «подружит» различные распространенные в медицине приложения.
Третье место заняла команда Диком Консалтинг, объединившая разработчиков из Москвы и Казани, под руководством В.В. Кадникова, представив Телемедицинский аппаратно-программный комплекс для оценки состояния здоровья и работоспособности человека. Комплекс состоит из «рабочего места» фельдшера – переносного набора медицинских устройств, подключенных к компьютеру и веб-интерфейса, синхронизируемого с данными компьютера фельдшера. Врач онлайн сможет провести поставить диагноз и наметить план лечения.
Лучшим решением второй задачи Группы компаний «Медси» жюри признало разработку команды ПТМ из Москвы во главе с А.М. Мещеряковой. Онлайн-сервис «Третье мнение» позволяет оптимизировать анализ маммограмм.
АРКТЕК НАУЧНЫЙ ПИТЧ
На конкурс АРКТЕК НАУЧНЫЙ ПИТЧ полезные для развития Арктики научные разработки представили 142 научные команды из 39 регионов Российской Федерации. Спонсором конкура стало ПАО «НОВАТЭК. В конкурсе было 6 направлений:
- Экологическая безопасность и изменения климата в Арктике;
- Геофизика и геологоразведка;
- Развитие энергетики в Арктике;
- Промышленность и сельское хозяйство в Арктике;
- Человеческий потенциал Арктики;
- Транспорт и инфраструктура в Арктике.
Экологическая безопасность и изменения климата в Арктике
В направлении «Экологическая безопасность и мониторинг климатических изменений в Арктике» победила команда Е.В. Иванова из Академии гражданской защиты МЧС России, представившая «Систему комплексного экологического мониторинга». Разработка позволит оценивать состояние экологии в Арктике на основе множества параметров, давать обоснованные прогнозы развития региона и, опираясь на них, разрабатывать систему мероприятий для повышения безопасности Арктической зоны РФ.
Второе место заняла команда Л.И. Максимова из Тюменского индустриального университета с технологией полезной утилизации металлсодержащих сточных вод промышленных предприятий S.M.ArtMetals, способную «переформатировать» техногенные отходы станций водоподготовки подземных вод в нано- и микроразмерные порошки железа и его соединений.
Третье место заняла команда Арктического и антарктического научно-исследовательского института из Санкт-Петербурга во главе с И.А. Ильющенковой с проектом «Штормовой ветер». Система позволит улучшить качество прогнозов опасных метеорологических явлений в Арктике.
Геофизика и геологоразведка
В направлении «Геофизика и геологоразведка» победила команда Е.В. Агашевой из Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск). Команда представила проект Модернизация методов прогноза и поиска коренных месторождений алмазов при геолого-разведочных работах на Арктических территориях Архангельской области. Две методики, разработанные победителями,
помогут повысить результативность геолого-разведочных работ на алмазы в Арктике.
Второе место заняла команда А.В. Федорова из Кольского филиала Единой геофизической службы Российской академии наук (г. Апатиты, Мурманской области) с разработкой «Сейсмоинфразвуковой мониторинг опасных явлений в Арктике». Сеть комплексов одновременной регистрации сейсмических и акустических сигналов обеспечит постоянный сбор данных об опасных природных явлениях в Арктике и позволит обнаруживать места техногенных аварий. Это оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации.
Третье место заняла команда А.А. Аверина из Института проблем химико-энергетических технологий Сибирского отделения Российской академии наук (г. Бийск, Алтайский край) с разработкой промышленного взрывчатого состава повышенной эффективности и экологической безопасности. Ученые предложили заменить минеральное дизельное топливо на нетоксичный углеводород из растительного сырья – «биодизель».
Развитие энергетики в Арктике
В направлении «Развитие энергетики в Арктике» первое место заняла команда А.В. Карамяна (ОOО «Тайтэн Пауэр Солюшн», Москва) с проектом «Система накопления энергии». В основе разработки решения с применением суперконденсаторов и li-ion батарей.
Второе место заняла команда А.М. Неволина (ООО «Реиннольц», Москва – Екатеринбург) с проектом по разработке и изготовлению компактных энергоэффективных теплообменных аппаратов и аппаратов для опреснения морской воды для плавучих атомных теплоэлектростанций.
Третьей стала команда О.В. Левина из Санкт-Петербургского государственного университета. Проект «Органические электроактивные полимеры для аккумуляторов с улучшенной безопасностью и производительностью». Такие батареи заряжаются за секунды, прекрасно работают при низких температурах и при этом безопасны.
Промышленность и сельское хозяйство в Арктике
В направлении «Промышленность и сельское хозяйство в Арктике» победила команда С.А. Кудинова из НИУ ИТМО (Санкт-Петербург), представив проект «Автоматическое проектирование промышленных комплексов в Арктике». Технология предназначена для создания цифровых моделей портов, складских терминалов, производственных площадок при помощи искусственного интеллекта.
Второй стала команда А.В. Бахаревой (ООО «Лиматех» (ХМАО-Югра)) с проектом «Биопринтех». Команда разработала технологию, которая эффективно растворяет газы в жидкостях. Это решение будет востребовано в сферах водоподготовки, биоферментации, фармацевтики, газо- и нефтехимии, транспортной логистики и других.
Третье место заняла команда А.В. Шаповалова из Саратовского государственного университета. Ученые разработали и реализовали новый подход к конструированию и синтезу веществ с заранее заданными свойствами. Разработка позволит получать полимеры новой генерации с расширенными физико-механическими характеристиками.
Человеческий потенциал Арктики
В направлении «Человеческий потенциал Арктики» победила команда Кононовой И.В. из Якутского научного центра комплексных медицинских проблем с разработкой «Цервикальный электрод к биоимпедансным анализаторам для создания клинического теста выявления предрака и рака шейки матки у женщин, проживающих в труднодоступных поселениях Арктики».
Второе место заняла команда «Рапсалин» из Москвы во главе с Васильевым Б.С., представившая проект «Подземный оздоровительный концентрат морской воды для оздоровления компрессами и для лечебных ванн».
Третье место заняла команда И.В. Никулкиной из Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (г. Якутск). Команда разработаласистему поддержки управления для государства и бизнеса Arctic.IAS.YKT. С ее помощью можно будет получать актуальные данные о демографических процессах, развитии экономики в реальных цифрах, «обогащенную» аналитику с визуализацией и даже информационно-аналитическими решениями.
Транспорт и инфраструктура в Арктике
В направлении «Транспорт и инфраструктура в Арктике» победила команда Савченко А.В. из Новосибирского национального исследовательского государственного университета, разработавшая экспресс-метод оценки технического состояния инженерных сооружений с помощью упругих стоячих волн.
Второй стала команда Ю.Э. Васильева из Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета с проектом «Серобетон для Арктики». В разработке в качестве вяжущего вещества используется модифицированная сера, благодаря чему такой бетон за несколько часов застывает и набирает прочность.
Третье место заняла команда Власова В.М. из Московского автомобильно-дорожного государственно-технического университета.
«Познакомившись на АРКТЕК с талантливыми учеными и инженерами, я увидел, что в России есть огромный научный и инженерный потенциал, который может ускорить развитие комфортных условий для работы и жизни людей в Арктике. Будущее Арктики создают люди», – отметил директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.
По завершении награждения победителей АРКТЕК Дипломы полярников получили сотрудники ФАНУ «Востокгосплан», участвовавшие в апреле 2023 года в научной экспедиции «Чистая Арктика – Восток – 77».
Справка об Арктическом технологическом конкурсе 2023 года (АРКТЕК)
Арктический технологический конкурс 2023 года стартовал 14 апреля 2023 года в рамках председательства России в Арктическом совете. Проект входит в план реализации инициативы «Площадки для взаимодействия науки, бизнеса, государства и общества» Десятилетия науки и технологий.
Цель конкурса – трансформация научных и технологических разработок в цифровые и инженерные решения для развития комфортных условий жизни людей в Арктике и обеспечения успешной работы компаний в регионе.
К участию во всероссийском конкурсе было отобрано 342 команды из 69 регионов РФ и состоялось три конкурса: АРКТЕК ИНЖИНИРИНГ, АРКТЕК НАУЧНЫЙ ПИТЧ, АРКТЕК ДАТА. Финал и награждение победителей конкурса АРКТЕК ДАТА (разработка IT-сервисов для развития туризма, комфортной городской среди и сохранения экологии в Арктике) состоялся 11 августа 2023 года, награды получили 9 команд.